Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева отметил 30-летний юбилей.
ТЕАТР под руководством Сергея Афанасьева разменял четвертый десяток. Свой юбилей Городской драматический отметил составленной из лучших спектаклей и творческих вечеров программой в подвальчике на Вокзальной магистрали, фотовыставкой в фойе Дома актера и официальным торжеством на сцене Дома Ленина. Провести все праздничные мероприятия на одной площадке юбилярам не удалось по одной причине — «30 лет счастья» нежно любимой новосибирским театральным сообществом труппы так и не завершились получением собственного здания.
Днем рождения Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева считается 20 марта 1988 года. Именно в этот день на сцене Новосибирского дома актера был сыгран «Вечер французской комедии» — первый спектакль молодежной труппы, которая со временем возмужает, сменит множество площадок и названий, но не канет в Лету, как множество театральных новообразований в эпоху смены вех, напротив — станет ведущим драматическим театром столицы Сибири, заняв свое уникальное место на культурной карте города. «Это были очень сложные годы, — признается заведующая театральным музеем Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России Галина Журавлева. — Но самое главное, что этот театр стал одним из самых интересных и любимых театров нашего города. Этот коллектив стал необыкновенно близким, особо родным для Новосибирска и нашего театрального сообщества. Это был театр-современник: мы по возрасту все тогда были приблизительно одинаковые. У нас была общая историческая почва, память, театральные кумиры. Сергей Николаевич Афанасьев оказался тем молодым художником, который навсегда связал свою жизнь с нашим городом. Он не только создал театр и поставил множество спектаклей, но и стал одним из инициаторов создания театрального института, отдал и продолжает отдавать очень большой процент жизни и сил педагогической деятельности и работе Союза театральных деятелей Новосибирска».
К 30-летнему юбилею коллектив Городского драматического театра приготовил подарки для своих поклонников — давних друзей, постоянных зрителей и неофитов, лишь недавно присоединившихся к «поиску глубокой, очень глубокой жизненной правды, выявленной в предельно театральной форме». Пять дней подряд артисты дарили публике театрализованные концертные программы, культовые спектакли («Ханума» — самый грузинский из всех музыкальных и самый музыкальный из всех грузинских спектаклей Театра Афанасьева в исполнении первого «классического» состава с главной «свахой» — Зоей Тереховой во главе), нашумевшие постановки («облитый горечью и злостью» «Ревизор» с самым большим составом участников — хором в 40 человек, припечатавшим холуев и лихоимцев одним ударом кокошника) и ретроспективные показы несуществующего «Вишневого сада». Легендарный русско-французский проект, сыгранный на двух языках, но в единой театральной вере, был воскрешен специально ко дню рождения театра. Режиссер Сергей Афанасьев собрал давно разъехавшуюся по разным городам и странам команду артистов и репетировал ровно так, чтобы ожили воспоминания, а чувство ностальгии по прекрасным временам полоснуло ножом по сердцу и растаяло вместе с отгремевшими аплодисментами.
Местное отделение СТД в свою очередь представило масштабную экспозицию — фотовыставку «5 лет успеха — лучшие мгновения» — самые яркие события жизни главного авторского театра города. «Когда мы создавали эту выставку, — рассказывает Галина Журавлева, — мы долго обсуждали, какой она должна быть и какой период освещать? И решили: пусть она будет посвящена последнему 5-летию, ведь именно на этих кадрах запечатлены замечательные спектакли и замечательные актеры — те, с кем Сергей Николаевич начинал строить этот театр, и представители второго и третьего поколений афанасьевских артистов, которые именно сейчас ярко показывают свое актерское дарование».
— Когда я смотрю на эти фотографии, — говорит режиссер Сергей Афанасьев, — я думаю: какой замечательный театр! Какие прекрасные артисты! Ежи Лец сказал кгда-то один из замечательных своих каламбуров: артист в театре роли не играет. И всю жизнь я работал вопреки этому каламбуру, считая, что в нем заложен огромный философский смысл. Я считаю, что театр — это артист. Если нет артиста, это ноль, а не театр. Все остальное — это уже другой вид искусства. А когда артист главный, ты как режиссер понимаешь, что твоя задача — возбудить, пробудить артиста, заинтересовать, увлечь и сделать самым главным и важным художником этого времени. И когда зритель приходит на спектакль и погружается в него, другого мира для него не существует. Только он и артист. И артист становится единственным художником, который несет и философию, и психологию, и мораль. И между художником и зрителем возникает такая связь, ради которой театр и существует. В нашем театре артист играет роль, а если роли не играет — значит, он не в нашем театре».
Финальным аккордом празднований стал торжественный вечер на сцене Дома Ленина. В любви к Городскому драматическому признавались коллеги, критики, соратники, ученики и даже чиновники. Последние заверили, что обязательно помогут решить главную — жилищную — проблему коллектива. Проект реконструкции бывшего кинотеатра «Пионер» якобы будет готов через два месяца. Однако несколько дней спустя в прессе появилась информация о том, что возникли непредвиденные обстоятельства — состояние здания таково, что его, возможно, придется частично демонтировать. Последствия вердикта очевидны. И здесь хочется вспомнить горькую, пронизанную безысходностью речь, которую произнес художественный руководитель и главный режиссер единственного авторского театра в городе накануне: «Сегодня утром я проснулся с мыслью, которая меня никак не отпускает: я не верю, что когда-нибудь у нас будет новое хорошее здание. Я не верю. Правда. Уже не верю. У меня есть подборка документов из истории театра. Их 15-20, и в каждом мэры Новосибирска разных годов и эпох дают обещание, что в этом году мы въедем в новое здание. Можно, конечно, сейчас заняться политической борьбой, выдвинуть требования, выйти на митинги. Мы никогда этого не делали и делать не будем. У нас есть наши спектакли, есть огромные творческие планы, есть репетиции, к которым мы приступим, как только отгремят фанфары. Мы готовы и открыты к работе. И мы будем делать это. А здание? Может, и не будет у нас никогда здания. Может, это судьба. Многие из властных людей думают, что театр — это здание с пандусом и колоннами. Но это не так. Это не всегда так. Театр — это жизнь, это дух. А здание — это всего лишь здание.
Один из великих мэров нашего города когда-то сказал: «Зачем Сереже нужно большое здание? Я не понимаю, ведь у него все заточено под камерный театр». Да, он прав. У нас все заточено под камерный театр, но зритель у нас не заточен под очереди в гардероб, кассы и туалет, под невозможность попасть в буфет в антракте, под духоту в зале. К нам приходят люди, уважающие себя, люди, которые хотят воспринимать искусство. И мы заточены под уважение к ним. Это невыносимо, когда в театре 40 человек на сцене, а мы ютимся в 30 квадратных метрах без вентиляции. Это невыносимо, но кто бы меня услышал. Ведь мы заточены под камерный театр! У этих людей понимание слова «камерный» буквально — от слова «камера». Так мы и живем. Но нас всегда спасала одна мысль: нам никто ничего не должен, должны мы. Если мы заявились как художники, мы должны быть честными. Мы должны работать для нашего зрителя, мы должны быть красивыми, зажигательными, талантливыми. И никакого оправдания, мол, у нас нет здания, гримерок и один туалет на сто человек. Если мы выходим на подмостки, мы должны быть великими!»
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА