Айрат Тухватуллин: Прекрасное название НОВАТ. Зачем его менять — не понимаю

0
16

Новый директор Новосибирского академического театра оперы и балета гораздо охотнее рассказывает о будущем, чем о прошлом.

Первая и пока последняя пресс-конференция нового директора Новосибирского академического театра оперы и балета показала: Айрат Тухватуллин предпочитает вести диалог с общественностью в форме монолога. Примерно 4/5 отведенного на встречу с журналистами времени он занял презентацией задуманных проектов. Однако начал руководитель театра с того, что дал понять: в Новосибирске он всерьез и надолго.

Кадр телетрансляции.

«Живу я здесь, никуда уезжать не собираюсь. Моя семья также переедет ко мне. Ниточка за иголочкой должна идти», — пояснил он. И добавил: его супруга — актриса, текущий сезон в Ярославском драматическом театре она доиграет.

Айрат Рашитович — известный театральный менеджер, в этом году отметит 50-летие. В его резюме — работа на руководящих должностях в театре под руководством Михаила Горевого, театре Сергея Безрукова, центральном Доме актера им. Яблочкиной, «Театре Луны», ярославском Российском государственном академическом театре драмы, МХТ им. Чехова. В Новосибирск его пригласили с должности директора Нижегородского государственного театра оперы и балета им. Пушкина.

В качестве дополнений Айрат Тухватуллин привел довольно обширный список имен, с кем ему пришлось трудиться. Среди них — Дмитрий Харатьян, Гоша Куценко, Александр Балуев и, конечно же, Сергей Пускепалис. А подводя под биографией черту, он отчетливо намекнул, что для него время быть вторым номером подошло к концу.

«Про меня пишут, что я антикризисный менеджер. В связи с этим хочу сказать, что, в принципе, все антикризисные проблемы в театре уже решены», — заявил он. И стало понятно, что негативные моменты из прошлого он обсуждать не желает.

Последующее сорокаминутное выступление с основательным обзором планов театра практически на полтора предстоящих сезона содержало несколько важных сообщений.

Первое: роль оперы на сцене новосибирского театра в ближайшее время изменится, но совсем чуть-чуть. Ценители жанра отмечали движение в эту сторону, когда театр объявил о восстановлении спектаклей Иркина Габитова по операм «Паяцы» Леонковалло и «Иоланты» Чайковского. Айрат Тухватуллин сообщил, что в этом сезоне на большой сцене будет представлена новая постановка «Травиаты», а в следующем — оперы «Руслан и Людмила».

Работа с бессмертным творением Глинки наверняка станет серьезным вызовом для главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева. Произведение, увертюру к которому слышал, пожалуй, каждый, считается довольно трудным. По преданиям, царь Николай I даже заменял провинившимся офицерам гауптвахту посещением этой оперы. Однако всемирно известный режиссер Дмитрий Черняков, чья блистательная карьера начиналась с постановки «Аиды» в Новосибирске, однажды доказал, что эту оперу можно ставить интересно. Теперь слово за нашим театром.

Второе: малая сцена НОВАТа, ссылка оперы на которую будет постепенно прекращаться, продолжит погружение в детский репертуар, и в связи с этим Айрат Тухватуллин назвал несколько по-настоящему новых имен. Он анонсировал целый ряд работ экспериментальных и таких, которые либо ставятся редко, либо вообще никогда не ставились — причем не только в России, но и в мире.

Первой работой из разряда «Впервые в России» станет спектакль по произведению «Анакреон» Жана-Филиппа Рамо. Этим проектом, который Айрат Тухватуллин обещает реализовать до конца года, занимается вполне легендарный творческий дуэт Марии Литвинова и Вячеслава Игнатова, умеющих работать одновременно и продюсерами, и художниками, и режиссёрами.

«Полагаю, что постановка станет серьезным событием, но не за счёт скандальности, а из-за новизны художественного метода и точного попадания в современный запрос на глубокое высказывание, — пояснил директор. — Спектакль предполагает активное и полное использование всего пространства нашего концертного зала. Будут задействованы не только проходы перед сценой и в зрительном зале, но и боковые балконы».

Немалую долю директорского обзора заняло предстоящее сотрудничество с «Донбасс оперой», куда для участия в «Ромео и Джульетте» планируется десантировать балетную пару Никиты Ксенофонтова и Екатерины Забровской.

В разделе о будущих новых режиссерах-постановщиках Айрат Тухватуллин рассказал о включении НОВАТа в программу ГИТИСа, предоставляющую лучшим выпускникам факультета музыкального театра возможность постановок на российских сценах.

Балетной труппе также немного сменят вектор приложения сил. Ей теперь не придется творчески пережевывать многочисленные хореографические версии «Щелкунчиков» и «Корсаров». На начало осени театр запланировал премьеру балета «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова, поставит которую балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев.

Вопросы, волнующие общественность Новосибирска, Айрат Тухватуллин освещал весьма лапидарно. Но стало ясно, что о контракте на ремонтно-реставрационные работы чердачно-кровельной системы театра с компанией «РСК-Ренессанс», на которую в свое время было выделено 1,2 млрд рублей, теперь можно забыть.

«Чешуйки находятся на месте, и они были действительно реставрированы, — отметил директор. — Контракт предполагал большой объём работы, и он, к сожалению, не был до конца выполнен. Поэтому будет проведена определённая корректировка сметной стоимости проекта».

Пришлось ответить и на вопрос о специфически устроенной системе общественного питания, отданной некоему ООО «Антракт», учрежденному жительницей Петербурга Ириной Войтовой. Как человеку из культурной столицы пришло в голову приехать в Новосибирск и зарегистрировать здесь свой бизнес — отдельный вопрос. Но несколько лет он функционировал на площадях театра оперы и балета на принципах кейтеринга: предприятие не платило ни за аренду площадей, не несло ответственности за противопожарную безопасность, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиены, а также сохранность объекта культурного наследия. Что интересно, ни у зрителей, ни у работников театра длительное время не было возможности оплачивать услуги «Антракта» по безналичному расчету.

«Организация работает на условиях договора аренды помещения, — коротко констатировал Айрат Тухватуллин нынешний статус вопроса. — На данный момент система безналичной оплаты за питание присутствует».

Среди журналистов самым востребованным оказался вопрос о названии «НОВАТ»: собирается ли театр от него отказываться? «Новая Сибирь» уже отмечала, что созданная Кехманом система продажи билетов после его отстранения от новосибирских дел и так того и гляди даст течь, и отказ от раскрученного маркетингового названия вообще может привести к ее обвалу. При этом не важно, что торговая марка «НОВАТ» до сих пор не зарегистрирована. Запущенный механизм работает, приносит доходы. Поэтому совсем не удивительно было услышать от Айрата Тухватуллина такие слова: «Прекрасное название получилось. Зачем его менять — не понимаю».

Виктор ТИТОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

НОВАТ — это как Вшивая горка

 

Whatsapp

Оставить ответ