В кинотеатре «Победа» прошло сразу две параллельных презентации: книги Максима Маркова «Левиафан». Разбор по косточкам…» и открытие выставки «Левиафан. Процесс. Новосибирск» фотографа Анны Матвеевой — снимки, сделанные на съемочной площадке фильма.
Вообще-то, название книги еще более длинное — в нем присутствует уточнение: «…режиссер Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», поскольку кинопродюсер Марков, по словам Звягинцева, «еще более занудный, чем я». Здесь трудно не согласиться с режиссером: в книге, которую правильнее было бы назвать альбомом, каждый из 777 кадров сопровождается доскональным разбором каждого из них, начиная прямо с титров.
Первое, что рассказал на презентации альбома Андрей Звягинцев, так это про недоразумение, случившееся с его твердой обложкой. Месяц назад на книжной ярмарке в Москве несколько поклонников, только успев купить это подарочное издание, потребовали заменить их экземпляры по причине брака. В действительности же корешок не был бракованный, такое «переплетное решение» было придумано дизайнером специально, для удобства читателей. Тем не менее, Звягинев счел необходимым предупредить об этом потенциальных покупателей, чтобы они не пугались.
В основу книги легло 30-часовое интервью — подробнейший рассказ режиссера о работе над фильмом — кадр за кадром. Еще до выхода «Левиафана» в прокат Максим Марков посмотрел фильм целых три раза и настолько в него влюбился, что у кинокритика возникло непреодолимое желание получить ответы на многочисленные вопросы о взаимосвязи творческих и технических режиссерских решений. В течение шести дней продолжались разговоры — в том числе о судьбах России, о жизненных ценностях и идеалах. Как оказалось, в этом смысле в с тех пор в стране если что изменилось — так не в лучшую сторону.
— Я в книге — в 2015 году! – говорю: «Момент уже критический…» — Вспоминает режиссер. — Как оказалось – нет. Мы спокойно прожили с тех пор ещё шесть лет. Но сейчас-то!.. Сейчас-то уж точно. Более критического момента для страны, для всех нас, мне и представить сложно. Что может быть сверх того?.. К чему ещё готовы подвести нас те, кто нами правит?..
Официальный старт продаж «Левиафана» запланирован на 31 мая, в Новосибирске его (сразу после Москвы и Санкт-Петербурга) увидели раньше — ведь начиная с первого фильма все премьеры Звягинцева состоялись именно здесь.
— Новосибирск — моё место силы, — признался режиссер в ходе презентации, — а «Победа» — мой дом родной. В 2003 году вышел фильм «Возвращение», и я решил, что его должны увидеть в России, и особенно в Новосибирске. С тех пор началась такая традиция, с тех пор мы большие друзья, и каждую картину я привожу сюда.
На экспозиции жены Звягинцева фотографа Анны Матвеевой ничуть не меньше портретов героев фильма и сцен съемочного процесса можно было увидеть пейзажей Териберки, села в Мурманской области, где проходили съемки. На Териберку «Левиафан» повлиял даже больше, чем на зрителей: со времени съемок жизнь там сильно изменилась, стали съезжаться туристы из разных частей России, Европы и Китая, улучшили инфраструктуру — заасфальтировали дорогу, «которая раньше походила на стиральную доску». Волшебная сила искусства реально преобразила весь регион.
До Анны Матвеевой со Звягинцевым на площадке (с 2007 года) работал его любимый фотограф и друг Владимир Мишуков, который в последние годы начал терять интерес к фотографии, занялся профессией актера и с тех пор снялся в более чем трёх десятках картин. Анна присутствовала на съемочной площадке «Левиафана» все 72 съемочных дня, поэтому количество материала, из которого ей пришлось выбирать, было огромным.
— Этой фотовыставке уже лет пять, — поясняет режиссер, — впервые она была показана в огромном пространстве галереи «На Солянке», где было представлено гораздо больше работ. В Новосибирске их 79, а изначально было 140. Тогда значительная часть была приобретена коллекционерами и любителями фотографии.
На вопрос, не собираются ли они совместно с Марковым продолжить серию книг о создании фильмов, Звягинцев ответил отрицательно:
— Есть вещи, которые должны оставаться в единственном числе… Ведь прошло уже много лет, и я боюсь что не вспомню каких-то нюансов, поэтому рассказ будет неполным. Хотя «Изгнание» — один из самых моих заветных фильмов и я с удовольствием бы о нем поговорил, — у меня на сердце осталось ощущение, что он какой-то недолюбленный аудиторией. Интересно было бы сделать о нем какой-нибудь документальный фильм, потому что невероятное количество материала осталось за кадром, — громадный визуальный контекст, очень много художественных решений остались лежать на рабочем столе и у меня, и у Андрея Панкратова. Огромная внутренняя работа, которая осталась невидимой, оказалась у фильма где-то внутри, как швы на ткани...
Напоследок режиссер порадовал читающую публику, сообщив новость, что в ближайшее время должна появиться книга о работе над «Апокрифом» — короткометражным фильмом 2009 года, снятым Звягинцевым для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя», но не попавший в его конечный вариант.
Вечером после презентации состоялся показ фильма «Левиафан» на широком экране. Кстати, на вопрос — не собирается ли он снимать картины для стриминговых сервисов, режиссер ответил довольно раздраженно:
— Особенно угнетает видеть фильмы на маленьких гаджетах — планшетах, смартфонах. Тот же «Левиафан» на компьютере и большом экране — две разные картины. Если решимся на сериал, то понятно, что выйдет в интернете. Но, думаю, каждый режиссер мечтает видеть свое произведение именно в кинотеатре.
Презентация книги Максима Маркова были организованы Центром культуры и отдыха «Победа» совместно с журналом «Искусство кино» и издательством Alpina B2B.
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»