Новый филармонический сезон в Новосибирске будет посвящен столетию со дня рождения дирижера Арнольда Каца, создателя знаменитого симфонического оркестра и более полувека возглавлявшего коллектив. Уже разработана обширная многосоставная программа юбилейных торжеств: запланирован большой гастрольный тур академического симфонического оркестра Новосибирска по городам России с выступлениями в Концертном зале имени Чайковского в Москве, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, на филармонических сценах Екатеринбурга, Перми, Тюмени. Его проведет художественный руководитель и главный дирижер оркестра Димитрис Ботинис.
В прошедшем концертном сезоне к абонементам симфонического оркестра присоединился новый — «Димитрис Ботинис приглашает», который пользовался успехом у публики. В нем, как и в других недавних концертах НАСО под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера, не обошлось без премьер новой для публики музыки, нового взгляда на известные произведения.
Все это не просто свидетельства внимания к яркой творческой личности, но и признание возрастающей роли дирижера в современном музыкальном исполнительстве. Оркестры играют все лучше и лучше, но им все же не обойтись без дирижера: нужен тот, кто поведет за собой, объединит общей идеей, целью. Не случайно и Филармонический камерный оркестр, несколько лет работавший без дирижера, начнет свой новый сезон с новым лидером.
Итак, на вопросы нашего корреспондента отвечает уже знакомый новосибирской публике Арсентий Ткаченко, заместитель художественного руководителя и дирижер Национального филармонического оркестра России, постоянный приглашенный дирижер Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров имени Ильи Мусина. Самое первое его выступление в Новосибирске состоялось на XV Международном Рождественском фестивале искусств под девизом «Впервые», — с тех пор не менее трех раз он выступал в различных новосибирских музыкальных и музыкально-драматических проектах.
— Впервые я встречаюсь с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, и впервые прозвучит в Новосибирске музыка Цемлинского, его «Русалочка», — это будет первое исполнение китайского концерта с китайской солисткой. Всё впервые, очень много вещей, которые произойдут в первый раз. Несмотря на то что закрытие фестиваля, такая свежесть должна быть.
…Так говорил дирижер перед самым концертом.
— Это легендарный оркестр, о котором все знают. И тут не только личность Арнольда Каца, но и то, что было после, оркестр не падал никогда, он всегда на слуху, он известен. Для меня большая честь и большая радость сотрудничать с оркестром и дать им новый репертуар, поэтому выбирал что-то новое для них, чтоб им было интересно.
…И вот полгода спустя, на пресс-конференции в связи со своим назначением Арсентий Ткаченко рассказывает о новом витке сотрудничества с Новосибирской филармонией, о планах и перспективах взаимодействия с Филармоническим камерным оркестром.
С первой репетиции мы двигались в одном ключе
— Само предложение было для меня внезапным и неожиданным, потому что когда я приезжал в Новосибирск, я ехал явно не за работой. Но в один прекрасный момент мне поступило предложение — я, честно говоря, в первые два дня не знал, как на это реагировать… Надо было обдумать главный вопрос, тут не до каких-то амбиций. Этот первый вопрос, который я себе задал: что мы можем друг другу дать? И когда смог ответить себе, мы уже начали более тщательно обговаривать, как все это может происходить. И несмотря на то что следующий сезон нам приходилось составлять в кратчайшие сроки, поскольку предложение появилось в начале марта, когда уже практически запускали сезон, все-таки мы его сделали интересным.
Будем играть произведения, которые вообще никогда не исполнялись в Новосибирске. Все программы будут многогранны в плане стилистики. Это то, с чего я хотел начать работу с коллективом, чтобы он мог работать в совершенно разных стилях: от старинной музыки до современной и, конечно, эпоха романтизма — то, что я люблю. Мы уже думаем о формате сезона 2025—2026 годов. У нас прекрасно получается жить с разницей в четыре часа, когда я с утра еду в Москве на работу, здесь уже обед, когда освобождаюсь, уже все ложатся спать, тем не менее нам это не мешает думать и придумывать всевозможные формы. Но если у нас не будет зрителя, это будет никому не интересно. Так что одно из важнейших направлений, о чем я думаю, наряду с творчеством, — это то, чтобы залы на концертах были полностью забиты. Это та цель, которую я хотел бы осуществить.
Потому что с профессионализмом оркестра и качеством исполнения вопросов не возникает, и одно из условий, почему я здесь, — это наша первая встреча с коллективом, когда произошло некое волшебство. Дирижер, по идее, антагонист для оркестрантов, но с первой репетиции мы двигались в одном ключе, что не может не трогать и вызывает уважение. Это преданность музыке. За эту часть я меньше беспокоюсь: за качество и творческие победы. Но мы без публики можем музицировать дома. Это вообще одна из серьезнейших сегодняшних проблем общемировой культуры — что подрастающее поколение по-другому относится к классической музыке.
На эту тему мы беседовали на телеканале «Культура» с Михаилом Ефимовичем Швыдким, он собирал директоров музыкальных школ: почему существует эта проблема, что публика больше возрастная, чем детская? Это одно из направлений, которое мне кажется важным: популяризация нашего искусства, при этом не скатываясь в совсем уж программы потребительские. Мы должны нести великое и важное, особенно в сегодняшнем дне.
Дирижирует и рассказывает…
— Целью не стоит играть программы на потребу публике, потому что есть определенный фастфуд. Конечно, мы вынуждены давать программы людям — как праздник. Опять же пушкинская программа. Это не фастфуд, но она всем интересна, всем понятна, билетов нет. Это как раз навстречу публике. Даже не во имя юбилея великого Александра Сергеевича. Конечно, программы будут такого характера. У меня есть план по детским программам. Много чего есть, пока не хочу раскрывать, мы должны все это продумать, вы будете наблюдать за этим процессом. При этом играть очень заумные программы — тоже. У меня есть идея — я раскрываю тайну: переделать абонементную систему оркестра, чтобы она была разной: чтобы была и классическая, и детская, чтобы были, возможно, концерты «Дирижирует и рассказывает…», предполагающие непосредственный контакт с публикой: рассказы дирижера или музыковеда о том, что будет происходить. Мы это обсуждали, мы думаем об этих форматах, чтобы музыку разного уровня правильно доносить до слушателя, это важно сегодня. От этого зависит успех сложных программ. И при этом не забываем, что есть современная музыка, нравится она — не нравится, но мы должны поддерживать современных композиторов, иначе все это закончится. Если б Петра Ильича Чайковского не поддерживала фон Мекк, он бы не написал ни «Евгения Онегина», ни «Пиковую даму»... Это история, которая сегодня немного теряется, и мы теряем талантливых композиторов, вынужденных кормить семьи и перестающих писать классическую музыку, они пишут для роликов, для кино и так далее.
Есть у нас идея сделать систему композитора-резидента на сезон, который будет писать непосредственно для коллектива. Идей много. Мы должны понять, как это будет работать. Предстоит увлекательное время — интересно проследить, как будут происходить трансформации с оркестром.
Кто-нибудь слышал такую фамилию?
— Будут фамилии, которые никто никогда не слышал. И при этом потрясающая музыка, к сожалению, у нас не исполняемая. Я люблю рыться в раритетах, оценивая качество музыки, но порой находятся очень интересные вещи, которые шли рядом с романтизмом, но по разным причинам не смогли занять свое место. Последний для меня такой — композитор-симфонист Карлович. Кто-нибудь знает такую фамилию? Никто. Он умер в 33 года, занимался альпинизмом. Это абсолютно «польский Чайковский» с потрясающе красивой музыкой, но он написал семь произведений. Как в мой первый приезд в Новосибирск в концерте симфонического оркестра был Цемлинский с «Русалочкой». Тоже его никто не знает. А то, что по факту Цемлинский оказался родоначальником всей голливудской музыки, вообще никому не известно. Но его ученик Корнгольд был первым голливудским композитором, писал музыку к голливудскому кино.
Очень много таких вещей могу рассказывать — это скорее к проекту «Дирижирует и рассказывает…», чтоб было понятно, как формировалась музыка Голливуда, к примеру... Все на симбиозах. При этом Чайковский никуда не денется, один из моих любимых композиторов.
Попробуем «Воспоминание о Флоренции» и «Серенаду» в моем прочтении — это тоже интересный диалог. Когда коллектив привык играть по-своему, я — по-своему, вот это симбиоз выстраивания новой формы, потому что, поверьте мне, любое произведение, как бы я его ни чувствовал, с каждым оркестром будет звучать по-разному. В этом прелесть моей работы, повторов не бывает. Даже спустя месяц оно будет звучать по-разному, потому что время движется, время идет.
Что ж, новый, 32-й сезон Филармонического камерного оркестра обещает быть как минимум нестандартным, наполненным открытиями и знакомством с новыми именами, явлениями, проектами, новым ощущением музыки, в которой органично и естественно живут и взаимодействуют вели кие творения прошлого и оригинальные партитуры современности.
***
Остается узнать, как же возникла идея приглашения молодого талантливого московского дирижера в камерный оркестр Новосибирска. Об этом гоыворит Алена Болквадзе, менеджер коллектива:
— Историю оркестра все прекрасно знают: замечательные успехи, гастроли, в том числе за пределами России. Мы единственный камерный оркестр не из столиц, который так много гастролирует, и даже получаем сообщения: научите камерные оркестры делать гастроли. Мы работали три-четыре года без художественного руководителя и главного дирижера. И когда на проекте «Февральский дневник» я увидела, как Арсентий взаимодействует с оркестром, какой отклик идет, какого качества получилась программа — плюс еще очень важно было взаимодействие оркестра и дирижера с другим коллективом, театральным — такое я наблюдала впервые… Плюс — зрительская реакция, — создавалось совершенно невероятное, фантастическое облако добра, любви, что устоять было сложно... Для меня, как менеджера коллектива, предстоящий сезон сложный. Он очень интересный, с невероятно тонким вкусом составлен — то, о чем хотелось мечтать, то, чего хотелось. Конечно, будем добавлять, будут еще проекты, истории, гастроли. Чтобы все получилось, наверное, нужно всем пожелать только здоровья. Остальное организуем, сделаем, пригласим, устроим.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»:
Художественный музей Новосибирска попал в проект телеканала «Россия. Культура»