В Новосибирске состоялось открытие XIII Международного Рождественского фестиваля искусств.
В СТОЛИЦЕ Сибири открылся крупнейший за Уралом культурный форум. XIII Международный Рождественский фестиваль искусств стартовал 2 декабря сразу на двух площадках города: на большой сцене театра «Глобус» артисты Российского академического Молодежного театра исполнили сказочную трагедию «Зобеида», а на площадке Дома ученых Академгородка музыкант Олег Нестеров и группа «Мегаполис» представили проект «Из жизни планет». Встречи с прекрасным продлятся две недели, а сам форум станет завершающим аккордом Года театра в нашем регионе.
«Год театра сам по себе уникален для страны, такого никогда не было, как никогда не было такой насыщенной театральной жизни в Новосибирске, — утверждает заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов. — Важно, что год завершается именно Рождественским форумом, который за эти годы развился. И пусть Рождественский фестиваль подарит нам чудо общения с театром и музыкой».
Традиционно Рождественский фестиваль включает музыкальную, театральную и выставочную программы, события которых так тесно и изящно переплетены, что нужно обладать нечеловеческим умением раздваиваться, а то и растраиваться, чтобы посетить все мероприятия без исключения.
«Наш фестиваль — действительно большой праздник, когда в течение небольшого времени можно посмотреть очень заметные и яркие работы, — признается художественный руководитель Рождественского фестиваля искусств режиссер Алексей Крикливый. — Самое главное, что фестиваль не наградной, это подарок городу в преддверии Рождества и Нового года. Такой культурный десант. В этом году программа очень большая, большое количество участников».
Первыми в Новосибирск приехали гости из Москвы. И Российский академический Молодежный театр (РАМТ), и команда Олега Нестерова, создавшая свой проект под эгидой Центра им. Вс. Мейерхольда, — долгожданные гости Рождественского форума. У каждого коллектива для фестиваля заготовлена своя история. «Из жизни планет» — музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х, сеанс коллективной медитации, способный упразднить время, уникальное исследование воздуха и людей эпохи, тонкое признание в любви и лирическое путешествие вглубь нерастраченных талантов. Четыре неслучившихся фильма советской «оттепели» и авторская музыка XXI века, в такт которой легко представить, каким эти фильмы были.
«Зобеида» РАМТа — полная противоположность созерцательной поэзии «Из жизни планет». Щедро заполненное шутками, проделками, нелепыми выходками и трюками полотно. Реинкарнация итальянской комедии масок на российской сцене. «Эту школу мало изучают в России, — рассказывает режиссер спектакля Олег Долин. — Итальянский театр комедии и масок для русского драматического театра — это забытая тема. Что-то где-то слышали, но практического применения нет. Это совершенно другая технология, не та, к которой привык русский артист. Он все очень глубоко понимает, подробно разбирает, но не находит места для театральной игры. Той смыслообразующей игры, ради которой и выходит на площадку актер комедии дель арте. Игры, которая важнее всего — сюжета, смысла, слов. Мы же в спектакле работаем точно по системе комедии масок. Специально для создания спектакля учили правила — почти год занимались тренингами по итальянской и французской методикам, чтобы подойти к этой пьесе. Изучали в том числе прием актуализации, когда персонажи, следуя сценарию, могли смело говорить на злобу дня и обсуждать повестку новостей, сочетая очень строгие речи с хулиганскими вещами. Гоцци — прекрасный автор. К сожалению, его редко ставят. «Зобеида», к примеру, пьеса малоизвестная, хотя уже много лет существует замечательный перевод Татьяны Щепкиной-Куперник. По моим сведениям, в профессиональном театре «Зобеида» в последний раз ставилась в 1926 году. Последнее издание пьесы выходило где-то до шестидесятых годов прошлого века. Такая несправедливость меня поразила. Я сразу увидел, что в тексте есть несколько интересных ролей, есть тема, которую артист может провести от начала и до самого финала».
В Москве сказочную трагедию по фьябе Гоцци играют на улице — в театральном дворике РАМТа. В Новосибирске, прежде всего из-за непредсказуемых и беспощадных погодных условий, спектакль пришлось перенести на большую сцену «Глобуса», впрочем, тоже продуваемую вольными ветрами: ведь, не отрываясь от производства, молодежный театр продолжает стоически сносить ремонт кровли. «Это первые гастроли спектакля, — уточняет режиссер-постановщик «Зобеиды». — Сегодня у нас другая площадка — чудесная огромная сцена «Глобуса». Другой зал, другие зрители, другая погода на улице. Самое сложное — перенести какую-то радость, атмосферу, дыхание. Мы хотим полюбить такую сцену, таких зрителей, такое пространство. Надеюсь, оно нам ответит взаимностью».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено пресс-службой Международного Рождественского фестиваля искусств