Чем заполнить вакуум между «Поросятами» и Чеховым?

0
2215

В «Глобусе» впервые в России протестировали подростковые пьесы на целевой группе

В «ГЛОБУСЕ» прошла лаборатория «Современная российская драматургия для подростков — путь к зрителю».Труппа новосибирского молодежного под руководством главного режиссера Алексея Крикливого попыталась понять свою целевую аудиторию и узнать из первых рук, что хотят получать от театра нынешние тинейджеры? А четыре молодых режиссера из разных городов страны в свою очередь постарались научиться тому, как нужно ставить спектакли для сегодняшних подростков, которые завтра станут их взрослыми зрителями.

Идея лаборатории родилась из весеннего проекта театра «Глобус», в рамках которого специалисты исследовали отклик подростковой фокус-группы на пьесы современных драматургов, написанных специально для детской аудитории. Проект включал семь пьес, вошедших в лонг- и шорт-листы конкурса «Ремарка-2017» в номинации «Маленькая ремарка». Каждый день актеры театра «Глобус» проводили читку пьес, посвященных темам, которые, по мнению экспертов, должны интересовать тинейджеров: подростковая интернет-зависимость, влияние экологии на рост детей, отношения подростков с родителями, любовь в школе, интеграция в школу детей с физическими особенностями, мистика и реальность, война в жизни ребенка. По итогам чтений было проведено голосование. Пьесы, набравшие наибольшее количество голосов фокус-группы, должны были воплотиться в качестве эскизов спектаклей, что и произошло буквально на днях.

«МЫ как театр очень самонадеянны по отношению к той публике, к которой обращаемся.  В частности, к подросткам, — рассказывает главный режиссер театра «Глобус» Алексея Крикливый. — У нас часто такое отношение к ним, будто мы знаем, что они хотят и о чем думают.  Оказывается, это заблуждение. Весенние обсуждения пьес для подростков принесли нам фантастические открытия. Поэтому нам показалось очень важным и интересным продолжить разговор. Нам действительно интересно живое взаимодействие, а не наши личные размышления о том, что же детям важно и нужно».

В финал лаборатории вышли четыре пьесы: «Фото топлес» Натальи Блок, «Никаких сомнений» Дарьи Варденбург, «Война» Юлии Поспеловой и «Всем, кого касается» Даны Сидерос. Для реализации эскизов были приглашены четыре режиссера — Мария Критская и Семен Серзин (Санкт-Петербург), Евгений Маленчев (Тула) и Георгий Сурков (Рига). После каждого эскиза кураторы лаборатории провели обсуждение, участие в котором принимала уже задействованная в читках подростковая фокус-группа. По мнению экспертов, аналога у «глобусовского» проекта в России пока нет. Обычно вердикт пьесам, написанным для тинейджеров, выносят взрослые, и это больше напоминает гадание — попадет или не попадет сочинение в цель.

Также в лаборатории «Современная российская драматургия для подростков — путь к зрителю» приняла участие драматург Юлия Тупикина, выступавшая куратором номинации «Маленькая ремарка» конкурса «Ремарка-2017». Она провела мастер-класс по созданию пьес для группы школьников и прочитала лекцию о том, какой сегодня должна быть пьеса для подростков.

«Сегодня очень мало спектаклей для подростков. При этом драматурги вроде как пишут. Пьес скопилось изрядное количество, а режиссеры жалуются на то, что пьес нет, — утверждает Юлия Тупикина. — Режиссеры не любят читать. Современная пьеса попадает к ним только тогда, когда ее приносит авторитетный эксперт. В итоге я составила большой список хороших пьес для подростков, и он оказался очень востребованным. Появилось даже издательство, которое хотело выпустить эти пьесы отдельным сборником. Но издателей ждало разочарование. Все-таки эти тексты не предназначены для чтения. Современная драматургия для детей и подростков — это настоящее авангардное искусство. Здесь не действуют законы денег и цензуры. Разве что драматурги все время должны иметь в виду закон о мате, который, кстати, современные подростки используют повсеместно».

Драматург признается, что современное законодательство — это еще одна дополнительная преграда на пути современной подростковой пьесы к зрителю. Зачастую тинейджеров волнует то, что у некоторых взрослых вызывает острый приступ оскорбления чувств или может быть формально отнесено к негативной информации, распространение которой под запретом. В частности, это касается темы суицида. «Государство в лице чиновников прессует театры, поэтому театры пытаются защитить себя и не ставить пьесы, где поднимаются такие вопросы, — рассказывает Юлия Тупикина. — В результате страдает зритель, который не получает современных пьес. Зато процветает нафталин — бесконечные Алисы и Снежные Королевы. Знакомство детей и подростков с театром нужно начинать с современных пьес, а не с бесконечных «Трех поросят», после которых сразу идет Чехов. Вакуум между «Поросятами» и Чеховым нужно заполнить. Мы реально теряем детей. Они идут в кино, смотрят видеоблоги, скачивают видео, потому что театр не может предложить им современного зрелища. А дальше эти люди вырастут и не станут ходить в театр, потому что театр им будет казаться странным досугом для извращенцев. У меня есть мечта, чтобы пьесы стали модным чтением для подростков. Чтобы ребята знали, что на Первом канале им правду не расскажут, но они могут почитать шорт-лист драматургического конкурса, прийти на читки или эскизы и увидеть на сцене современных героев, современные конфликты и проблемы, услышать современный язык. Это очень важно. Театр, как мне кажется, должен быть про то, что ты на сцене узнаешь себя и свою жизнь, а не про то, как ты, по выражению драматурга Коляды, смотришь какого-то нафталинового Шекспира в бархатных штанишках».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.