Новосибирский «Старый дом» заставил поклонников актуального театра поволноваться: отправляясь в отпуск, коллектив объявил о старте продаж билетов на спектакли Международного фестиваля «Гравитация». Смотр пройдет в столице Сибири с 31 октября по 11 ноября 2025 года. Полная афиша будет представлена в конце августа, пока же можно выбрать лучшие места на спектакли Антона Федорова и Александры Толстошевой.
Есть в этом своя метафорическая прелесть. Сначала был «Хаос» ‒ фестиваль актуального театра, международного статуса и глубокой философской концепции, рожденный в недрах маленького, но гордого новосибирского «Старого дома». Затем из «Хаоса», набравшего творческую илу и занявшего пустующую культурологическую нишу, появилась «Гравитация» ‒ фестиваль про смыслы, которому удалось совместить в своих программах экзистенциальные художественные события и яркие театральные практики, установку на живое искусство XXI века и вечные фундаментальные ценности.
«Фестиваль получился удивительный – разнообразный, разножанровый, но потрясающе цельный и насыщенный, — подводила итоги позапрошлогоднему двухнедельному марафону директор «Гравитации» и «Старого дома» Татьяна Ильина. — В течение одного дня у наших гостей была возможность до нескольких раз сменить сферу и динамику погружения в самые разные фестивальные контенты – от медитативной читки до динамичного клубного афтепати, посмотреть два спектакля на разных площадках города, принять участие в благотворительном аукционе и танцевальном мастер-классе. Полный охват всей программы создал ощущение фестивальной тотальности, накрывшей и охватившей весь Новосибирск, подарившей городу две недели настоящего театрального праздника».
«Главная задача фестиваля в 2025 году останется неизменной», — подчеркивает дирекция фестиваля «Гравитация». — Знакомство зрителей с лучшими театрами современности, работающими в разных художественных и организационных системах ‒ государственных и частных, драматических и музыкальных, а также связывающих себя с идеями современного искусства.
Статистика «Гравитации» в 2023 году включала 6 городов, 14 спектаклей, 147 участников и 7 тысяч зрителей. Фестиваль, который команда «Старого дома» придумает нынешней осенью, пока не открывает всех своих тайн и только-только забрасывает удочку в омут зрительских желаний. Обещают традиционную мультижанровую off-программу и восемь спектаклей-событий, снискавших неподдельный зрительский интерес, волну обсуждений и дискуссии среди ведущих театральных критиков России.
Презентация полной афиши фестиваля «Гравитация» будет объявлена в конце августа, между тем до этого времени особенно нетерпеливые поклонники могут запастись местами на новосибирские показы московских спектаклей «Шинель», «Мадам Бовари», «Это не я» Антона Федорова, ставшего за несколько последних сезонов самым востребованным и значимым режиссером современной России, и спектакль Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова «Опыты драматических изучений. Моцарт и Сальери».
«ШИНЕЛЬ» (18+)
Театр «МЕСТО» совместно с Пространством «ВНУТРИ» (Москва)
Повесть Николая Гоголя о «маленьком человеке» – в интерпретации режиссера Антона Федорова с Сергеем Шайдаковым, Натальей Рычковой, Алексеем Чернышевым и Семеном Штейнбергом.
«Берясь за задачу перевода “Шинели” на “сценический язык”, режиссер не говорит каким-то определенным театральным языком – идет многими путями сразу, — пишет в «Театральном журнале» Михаил Пащенко. — Такое впечатление, что он не собирает целое из заранее готовых строительных элементов, а лепит руками из громадного куска пластилина: сначала тщательно его разогревает, чтобы масса стала податливей, а потом с огромной скоростью выдает одну деталь за другой, упорно двигаясь к пока неведомой законченной форме. Зритель, коль скоро добровольно уселся на стул, вынужден соучаствовать – на протяжении почти двух часов словно на себе вытягивать весь трудоемкий путь от бесформенно-непривлекательного к оформленно-высокому. Счастье, что режиссер его не обманывает, чтит правила классического театра и приводит к катарсису».
«ЭТО НЕ Я» (18+)
Театр «МЕСТО» (Москва)
Забытый герой-неврастеник ждет гостей. К нему не заходили с восьмидесятых. В воображении он проживает череду простых бытовых положений: вот он идет в магазин, вот он покупает кофе, вот он ссорится с девушкой, вот его бьют хулиганы и так далее. Он пытается найти некий самобытный подход к каждой ситуации, но каждый раз сбивается на шаблон, безвольно соскальзывая в колею заезженности.
Режиссер Антон Федоров, кажется, посмотрел все лучшие советские фильмы. И задействует нашу эмоциональную память, начинает играть с ней через узнаваемые образы. Это Женя Лукашин из «Иронии судьбы», Бузыкин из «Осеннего марафона», герой Янковского из «Полетов во сне и наяву». Это то кино, которое уже зашито в ДНК. Весь этот перечень образов и героев исполняет один актер – блистательный Сергей Шайдаков. Отказавшись от повествовательного развития сюжета, режиссер и драматург нашли, точнее, вспомнили – героя. Время прошло, поменялась жизнь, а герой никуда не делся. Он уже все похоронил, но на что-то еще надеется, до старости мечтает. А пока мечтает – остается живым. Поток бесконечной рефлексии, когда после ссоры с близким человеком весь день думаешь сначала о том, как можно было ответить побольней, а потом – как можно было повести себя по-другому, превращается для героя в поиск своего «Я».
«МАДАМ БОВАРИ» (18+)
АГЕНТСТВО «АРТ-ПАРТНЕР XXI» (Москва)
В своем спектакле режиссер Антон Федоров показывает человека без прикрас, полностью следуя задумке Флобера, который в середине XIX века совершил революцию в литературе. Каждый персонаж пьесы, а не только главная героиня, переживает свою очень личную трагедию. Герой-любовник, уставший от своего амплуа. С самого начала знающая, что движется к печальному финалу, пара. Обманывающий сам себя хитрец и скряга… Всех авторы спектакля, несмотря на гиперболизацию и гротеск, показывают с большим пониманием и принятием.
Спектакль «Мадам Бовари» восходит в своей подаче к французскому кукольному театру Гиньоль, который унаследовал традиции ярмарочных балаганов: в нем много преувеличения, в нем много озорства, но в то же время в нем много поводов задуматься о действительно важных вещах. Например, о том, насколько в сегодняшнем турбулентном мире все мы теряем себя, искренность, состоим из надуманных фрагментов, обрывков, цитат, мнений друг о друге. Человек живет в разладе с собой. Человек действует не из любви, а из страха. А когда действуешь из страха, можно натворить много нехороших дел. Флобер показал это отлично в своем романе, а Антон Федоров показывает это в своем почти натуралистичном спектакле.
«ОПЫТЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ИЗУЧЕНИЙ. МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» (16+)
БДТ им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург)
В год 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина БДТ представляет проект «Опыты драматических изучений», в котором молодые режиссеры вступили в диалог с текстами «Маленьких трагедий». Новаторский для своего времени проект Пушкина обрел эти черты и в наше время.
Моцарт и Сальери уже двести лет как заперты вместе в странном пространстве и снова и снова проигрывают ситуацию, в которую их поместил автор. Как очистить классический текст от «затертости» постоянных повторов и цитирований? Опыт номинантки «Золотой маски» Александры Толстошевой «Моцарт и Сальери» использует для этого инструменты перформанса. Следуя заветам Пушкина, создатели спектакля предаются вольному искусству и пренебрегают презренной пользой. Два актера и один музыкант импровизируют, перекраивают мизансцены, меняются ролями, каждый раз заново воспроизводя пушкинский текст. Он может прозвучать два, три, четыре раза – все зависит от импровизационного потенциала артистов. И в этих повторах рождается истинная история созависимости противоположных актерских темпераментов, музыкальных структур, ритмов и рифм. Истинная история Моцарта и Сальери.
Спектакль не имеет фиксированного времени. Он может быть остановлен актерами в любой момент или идти «до последнего зрителя». Может быть «ясным как простая гамма» или запутаться в сложной алгебре взаимоотношений. Может пройти путь от капустника, когда «маляр негодный пачкает Мадонну Рафаэля» до пронзительной звенящей чистоты, «возмущая в бескрылых чадах праха желанье улететь». Зритель тоже волен уйти в любой момент или остаться до конца, чтобы сказать: «Нас мало избранных, счастливцев праздных / Единого, прекрасного жрецов».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Гравитация»