Четыре декабрьские премьеры: от рождественской комедии до семейного роуд-муви

0
16

В декабре крайне сложно воспринимать что-то, кроме приближающихся рождественских праздников. И все же театры Новосибирска предлагают остановить мгновение и подумать о высоком. Традиционно под занавес года музыкальные и драматические команды выпускают спектакли, которые подводят итог первой половины сезона. Ждем две комедии, остроумную драму self-made woman и семейное роуд-муви за тремя желаниями в Изумрудный город.

7 и 8 декабря на сцене Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева обоснуется «Клеточка» (14+) по пьесе новосибирца Аркадия Пасмана. Рождественскую историю о семье, в которой три поколения женщин работают актрисами, подрабатывают в новогодние праздники снегурочками и жаждут чудесных перемен, поставит художественный лидер театра.

«Это комедийная история, которую мы готовим к зимним праздникам, — говорит режиссер Сергей Афанасьев. — Аркаша Пасман был настоящим другом нашего театра. Он ушел из жизни в пандемию, но оставил нам в наследие сборник своих пьес. В нашу последнюю встречу мы выбрали текст для постановки, и теперь моя святая обязанность — выпустить спектакль. «Клеточка» — уникальная пьеса. Она писалась специально под актрис нашего театра, хотя в силу обстоятельств мы будем работать не с теми артистками, на которых рассчитывал автор. По сюжету речь идет об актерской династии. Мама, бабушка и внучка — актрисы и, как это бывает, подрабатывают в Новый год снегурочками. Однажды вечером они собираются дома, и малоустроенная судьба этих женщин устраивается самым рождественским образом — очень завидно».

12 и 13 декабря на большой сцене «Глобуса» появится «Самоубийца» (16+). Блестящую комедию Николая Эрдмана, пережившую в своей истории и шторм запретов, и штиль забвения, и волны успеха, поставит молодой московский режиссер Лев Северухин. История Семена Семеновича Подсекальникова, который от неумения пройти сквозь жизненные трудности задумает наложить на себя руки, а, передумав, обнаружит, что все вокруг пытаются монетизировать его грядущую смерть и не желают видеть самоубийцу здоровым и невредимым.

В глобусовской интерпретации пьеса Эрдмана воплотится в жанре черной комедии, где юмор неразлучен с болью, оторвется от быта, хотя передаст «ощущение бедности, в которой живет Подсекальников с семьей, и обаяние аристократичной, богатой, щедрой дореволюционной России», поднимется на театральные котурны и найдет свою меру условности.

«Сегодня проблема пьесы — ее популярность и огромное количество интерпретаций, — полагает режиссер спектакля «Самоубийца» Лев Северухин. — Я смотрел много спектаклей, во-первых, чтобы не повторяться, во-вторых, чтобы учиться на ошибках моих предшественников. У меня полное ощущение, что никто серьезно пьесу не воспринимает. Ее ставят плоско, как легкую комедию. А Эрдман гораздо сложнее. Он писал по живому материалу, через наблюдения за временем и его персонажами. Режиссеру важно передать это трагическое ощущение времени. Николай Робертович наряду с Есениным и Мариенгофом входил в круг поэтов-имажинистов, это наложило печать на его взгляд на искусство, литературу, смену образов… Юмор пьесы состоит в том, что героем делают человека ничтожного, инфантильного, терроризирующего свою семью, не способного взять ответственность за себя и свою жизнь».

13 и 14 декабря на большую сцену «Красного факела» выйдет «Пигмалион» (18+). К самой популярной пьесе Бернарда Шоу новосибирский театр обратится во второй раз, да и то с разницей в 75 лет. В нынешнем сезоне к приправленной фонетическими страстями истории профессора Хиггинса и девчонки с улицы Элизы Дулиттл обратятся режиссер Кирилл Вытоптов и художник Нана Абдрашитова.

В основе знаменитого сюжета — древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе с острова Кипр, который вырезал из слоновой кости статую девушки необычайной красоты и влюбился в собственное создание. В авторской интерпретации «великого ирландца» текст обрел новых героев и смыслы. По сюжету действие происходит в Англии начала XX века. При помощи профессиональных навыков и родного языка, с которым автор пьесы всю жизнь сводил свои счеты, профессор фонетики превращает нищую цветочницу, говорящую на лондонском кокни, в завидную невесту и эмансипированную женщину.

В «Красном факеле» история выйдет за пределы условно-исторического времени и смело заглянет в современность. По завету Бернарда Шоу, режиссер спектакля переключит вектор внимания с love-story, которую буквально с первой постановки жаждут найти в «Пигмалионе» зрители, на взрослую сказку о всеобщем желании самосовершенствования.

«В спектакле есть несколько важных для нас тем. Первая: человек сегодня все время стремится к самосовершенствованию, — рассказывает режиссер Кирилл Вытоптов. — Вместе с тем его окружает огромное количество «мусора», сориентироваться в котором очень сложно. И найти путь к подлинному знанию бывает порой непросто. Вторая история: иногда мы находим того самого учителя, к которому бесконечно привязываемся, с которым у нас возникают очень сложные не только профессиональные, но и личные взаимоотношения. И подчас сложно решить, где та точка, когда стоит друг от друга оторваться и стать самостоятельным, независимым, перестать чувствовать, что кто-то другой ответствен за твою жизнь, стать, наконец, тем человеком, который принимает свои собственные решения. Между двумя этими темами мы и балансируем. Наш «Пигмалион» рассказывает, как важно уметь отрываться от того, к чему мы очень сильно привыкаем. Зависимость — неизбежная история, но мы понимаем, что надо уметь уходить и начинать самостоятельное жизненное движение».

21 декабря Новосибирский музыкальный театр выпустит первую премьеру сезона — семейный мюзикл Евгения Загота «Волшебник Изумрудного города» (6+). В основе спектакля — сказочная повесть Александра Волкова, выросшая из детского романа «Удивительный волшебник из страны Оз» Фрэнка Баума, однако в нашей стране ставшая культовой благодаря вольному пересказу учителя математики, который начал переводить американскую книгу, чтобы попрактиковаться в изучении английского языка, а создал свою оригинальную вселенную. По трудной дороге в Изумрудный город шагали едва ли не все советские школьники, и их дети, внуки и правнуки с удовольствием вступают на ту же тропу.

Режиссер-постановщик и хореограф спектакля Татьяна Безменова, выпустившая с командой НМТ в разных ипостасях уже восемь спектаклей, обещает в своей версии «Волшебника Изумрудного города» создать на сцене узнаваемых героев, сохранить авторские образы и идею литературного первоисточника, а также подарить зрителям красочный спектакль с хитовыми мелодиями и сценическими спецэффектами.

«Волшебник изумрудного города» — один из ярких, неповторимых вкусов детства, которые с годами не ослабевают, — признается композитор Евгений Загот. — В полной мере я осознал это, когда у меня стали подрастать дети, и я вместе с ними вновь окунулся в особую атмосферу этой увлекательной, но очень мудрой истории. Чуть позже мне предложили написать мюзикл на эту тему, и я понял, что это шанс сделать в жизни что-то действительно важное. Важное для своих детей, для других детей и их родителей, но, главное, для самого себя. Когда пишешь такой семейный мюзикл — будто катаешься на машине времени — в детство и обратно. Такие полеты обладают сильнейшим терапевтическим эффектом».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА, Евгения НИКИТЕНКО, Дарьи ЖБАНОВОЙ и из открытых источников

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.