Всемирный день поэзии, 20 лет назад провозглашенный ЮНЕСКО, в нашем городе вновь отметили с размахом.
НАЧНЕМ с того, что в областной юношеской библиотеке в третий раз прошел 12-часовой марафон «Не спи, поэт», в котором с четырехминутными выступлениями приняли участие более сотни стихотворцев из города и области. Велась онлайн-трансляция, запись которой можно посмотреть в YouTube. Дистанционно к стихотворениям нон-стоп подключились более 600 любителей поэзии, а звездами марафона стали десять членов Союза писателей России. Мэтрам — Владимиру Берязеву и Таисии Пьянковой — на выступление в виде исключения выделили по десять минут.
Об идее поэтического марафона уже не первый год можно услышать восторженные отзывы. Вот, например, как отзываются о нем на этот раз.
Автор из Академгородка Владимир Быков пожелал коллегам вдохновения и ответственности:
— Поэты, не ссорьтесь с музой, пишите чаще и лучше! Ощущения при сочинении стихов трудно описать словами, это действительно полет души. Идея марафона — отличная, каждому поэту хочется быть услышанным. Я выступил с военными стихами: темы исторической памяти, героизма меня очень волнуют. Одно из стихотворений посвятил отцу, раненному на Западном фронте в июне 1943-го.
Один из самых ярких молодых поэтов Новосибирска — 19-летний Андрей Митин, успевший выиграть несколько слэмов и конкурсов студенческой поэзии.
— Поэзия необходима: она отражает авторские эмоции, при этом осмысливает состояние общества. Мне кажется, стихи нужно писать не для литературоведов, а для простых людей.
Екатерина Гилева пришла на марафон в рабочем настроении:
— День поэзии праздником не считаю, поскольку праздник — это что-то экстраординарное, типа Нового года. Уровень участников марафона очень разный — но ведь очевидно, что хороших поэтов не может быть много. Вообще, стараюсь пореже употреблять слово «поэт», это определение предполагает подлинное служение слову. Сегодня решила прочесть стихи из только изданной в Кемерово книжки «Желтые геликоптеры», ее презентация в Кузбасском центре искусств прошла незабываемо: в 45-градусный мороз собралось полсотни человек, полтора часа читала под две импровизации — гитариста и художника, такого у меня еще не было…
21 марта — еще и день рождения литературного журнала «Сибирские огни». Свое 97-летие редакция отпраздновала проведением финала Всероссийского конкурса видеопоэзии «Невидаль» в кинотеатре «Синема». В оргкомитет с февраля этого года поступило 240 заявок со всей страны, а в финал отобрались 23 ролика. Их оценивало жюри, куда вошли москвичи: поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская, а также пять новосибирцев: поэты Александр Ахавьев и Дмитрий Рябов, кинорежиссер Евгений Соломин, продюсер Денис Вязников, кинокритик Алексей Кожемякин.
В номинации «Классика» победил клип «Душа» (Киров — Санкт-Петербург, текст Вениамина Блаженного, видео Марии Чемодуровой). В номинации «Современность» лучшим признали работу Екатерины Солнцевой из Курской области «Лесная песнь». Номинацию «Сибирь» выиграла Екатерина Шрамко, снявшая лирическое слайд-шоу на шутливое стихотворение Екатерины Гилевой «Про муху». Победители получили скромные денежные призы и наборы поэтических книг. В голосовании зрителей всех опередила работа москвички Людмилы Пикаловой, автора видео на собственное стихотворение «Сад» (да и по оценкам членов жюри оно тоже лидировало). Приз Союза кинематографистов РФ — у ролика «Капли падают вниз» Екатерины Золоташкиной из Тальменки (НСО). Приглашение на Всероссийский фестиваль видеопоэзии «Пятая нога» получил иркутский клип «Место силы» на стихи Артема Морса. Лучшие ролики «Невидали» выложены на сайте «Сибирских огней».
Фестиваль заострил немало творческих вопросов: об использовании музыки и компьютерной графики, привлечении профессиональных актеров, необходимости съемок с квадрокоптера, значении титров. Очевидно, что задача жанра, сочетающего видео и аудио, — приращение разных смыслов. Но с этим у снимающих видеопоэзию большие проблемы: почти у всех финалистов картинка «забивает» текст, и не всегда ясно, почему автор ролика выбрал именно это стихотворение…
В НОВОСИБИРСКЕ видео на стихи начали снимать в конце 90-х. Увы, за 20 лет качественного роста не наблюдается. Об этом сказали члены жюри на церемонии награждения.
Например, Александр Ахавьев отметил:
— В так называемой видеопоэзии качество текста не играет решающей роли, поэтому мы на равных пытались оценить видеоряд и само стихотворение. Очень много в финал попало депрессивных роликов — снятых в мрачных локациях, с устрашающим гримом. Конечено, негатив снимать легче, чем позитив, но хорошо бы начать учиться и этому.
Киновед Алексей Кожемякин поддержал поэта:
— Сходство сценарных ходов удручает, складывается ощущение, что мы посмотрели работы одного автора. Визуальные метафоры — редчайший случай. А вот технически все ролики сделаны на высоком уровне, снимаю шляпу.
В День поэзии в Новосибирске прошли еще три заметных литературных события. В ходе мартовского городского поэтического фестиваля «Переплет» в молодежном центре «Продвижение» издатель альманаха сибирской актуальной поэзии «Между», организатор поэтического турнира им. В. Брюсова, соучредитель культурного путеводителя «Речпорт» и литературной «Студии 312», поэт Олег Полежаев дал мастер-класс молодым авторам, пробующим себя в стихосложении. Обсудили эссе Ходасевича «Скучающие поэты» о том, почему у молодых поэтов часто получаются неинтересные стихи, поговорили и о романтическом образе поэзии — на основе лекции Эдгара По «Поэтический принцип», под занавес встречи все написали по пятиминутному экспромту. Коллеги Олега по студии, Антон Метельков и Виталий Шатовкин провели мастер-класс для шестиклассников в школе № 198. Сдвоенный урок по литературе был назван строчкой Бродского «С точки зрения комара».
В этом году Новосибирск впервые стал участником четвертого фестиваля «Всемирный день поэзии», созданного питерской поэтессой Стефанией Даниловой. Форум объединил почти четыре тысячи авторов из 60 городов 10 стран. В жюри вошли такие известные персоны, Дмитрий Воденников, Светлана Сурганова, Лев Колбачев. Компанию им составила новосибирский поэт и драматург Кристина Кармалита. Больше всех голосов набрали Анна Долгарева и Ирина Тихонина из Санкт-Петербурга и жительница Владивостока Мария Асадуллина, всем троим в качестве поощрения издадут авторские сборники.
Но и это еще не все. На интернет-портале Rifma.com выложили на конкурс свои стихи и 58 авторов из столицы Сибири. В музее «Заельцовка» куратор Мария Бершадская организовала гала-концерт местных участников фестиваля, где назвали имена лауреатов — Антона Кушнера, Вики Мальковой и Анны Зориной. Им были вручены дипломы и специальные призы. Гостями стали авторы-исполнители Александр Миркин и Александр Ларионов. Замдиректора библиотеки им. Некрасова Наталья Стригунова предложила создать литературное объединение участников фестиваля «Всемирный день поэзии».
А завершился День поэзии в «Буфете № 1», где прошла вечеринка актуальной литературы: известные новосибирские поэты Юлия Пивоварова, Станислав Михайлов, Андрей Щетников, Виталий Красный, Сергей Васильев, Иван Полторацкий, Виталий Коржавин два часа читали свои стихи, а также и чужие — любимые — лирику Блока, Маяковского, Есенина, Мандельштама, Гандлевского, Ахмадулиной, Губанова, Родионова.
Юлия Пивоварова между чтением стихов, неожиданно заявила, что голодный поэт — это всего лишь устойчивый миф:
— Не так давно мне предложили написать стихи в детский журнал. Я быстро накатала про Белочку — и за несколько строк получила гонорар, как в крутом глянцевом журнале за полосу!
— Новые тексты Михайлова и хиты Пивоваровой прошли на ура. А в ходе выступления Сергея Васильева меня как током ударило: братцы, это же атмосфера Серебряного века — класс! — признался поэт Андрей Жданов.
А вот другой поэт, Олег Полежаев, не разделяет восторгов коллеги, считая, что поэзия — дело интимное, и читать стихи лучше всего в спокойной обстановке. Правда, до дуэли — ни на бутылках, ни на рифмах — у этих двоих дело не дошло.
А в финале поэтического вечера в «Буфете» прозвучало сообщение о том, что город готовится к новому литфоруму: 6-7 апреля состоится Сибирский фестиваль свободного стиха, который организуют Андрей Щетников и Святослав Одаренко. Разумеется, речь не обо всем городе — имеется в виду Новосибирск Поэтический. Доживем ли до той поры, когда эпитет в этом словосочетании станет лишним — во избежание тавтологии?..
Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»