В Центре культуры ЦК19 16 ноября открывается выставка новосибирского художника Евгения Кирьянова «Экзальтированное эстетство». В экспозиции более 40 произведений в технике ассамбляж.
Второе название проекта: «Design давно минувших дней» отсылает нас в советское время: автор видит в своих работах отсыл к авангардизму начала ХХ века, искусству 60-70 годов и советскому андеграундному искусству:
— Люди с художественным образованием, когда бросают взгляд на такую вещь, понимают, что это все не совсем так, как думают дилетанты, — поясняет Евгений. — Все серьезнее, — тут замешаны композиция, цвет, много всяких факторов. Поэтому, возможно, дилетант и может так сделать, а возможно, у него не получится.
Ассамбляж — это, в сущности, расширенный тип коллажа, созданный художниками-авангардистами в 1960—1970-е годы, который предполагает комбинацию различных предметов на плоскости или в пространстве. Художники могут включать реальные объекты в живописные произведения, могут создавать композиции исключительно из предметов промышленного производства, так называемых «готовых форм». Как формулирует один из новосибирских авторов, «…применяя мусороподобный исходный материал, старые, отслужившие свой срок вещи, художники конструируют произведения, имеющие странное, магнетическое воздействие на зрителей. Философскую природу успеха нового вида изобразительного искусства надо искать в стремлении уйти от растущей виртуализации современной жизни и обретении хотя бы временного убежища в осязаемой вещной реальности».
Евгений Кирьянов — историк и художник одновременно: в юности он интересовался историей и получил специальное образование, но тяга к изобразительности в результате вылилась в образование художественное. Каждый промышленный или бытовой предмет в СССР обязательно проходил через руки дизайнера. Но его, как правило, обесценивающе сравнивали с западным аналогом. «Мы падали в обморок от заморских лейблов на джинсах и придирчиво критиковали форму общепитовских тарелок в столовых. А так ли отличны сегодня предметы советского и западного дизайна? Контрастируют ли они вообще? Как изменилось наше отношение к ним?», — рассуждает автор.
Дошедшие до нас предметы тех лет по-своему красивы, просты и удобны в обращении, хоть и несколько «устарели морально», поскольку увидели свет десятилетия назад — в прошлом веке. Многие предметы в удивительной сохранности. Как им живется сегодня? Наверное, грустно попасть на свалку или в переплавку, большая удача — оказаться в руках художника, превратиться в объект современного искусства.
— Ценность нового объекта не в функциональности, а в диалоге, который он провоцирует. В диалоге со зрителем, с предметами, с современным миром, — уточняет Евгений Кирьянов. — Уникальность собственного выразительного языка — ключевая особенность экспозиции. Он основан на сочетании советского дизайна с запретными плодами заморской «мишуры» и фантазии художника. Некая интеграция очень разных предметов с целью трансформации мозгов зрителей.
Названия новых объектов на фоне контраста форм, цветов и материалов побуждают к ассоциациям. Теперь у предметов новая жизнь: они балансируют между драматизмом и иронией, приглашают к диалогу, побуждают мыслить нестандартно.
6+
СПРАВКА
Евгений Кирьянов — художник, преподаватель, участник городских, областных, региональных, международных выставок. Работает в техниках: исторический коллаж, ассамбляж, реди-мейд, объект, инсталляция, смешанная техника. Работы Евгения Кирьянова хранятся в Санкт-Петербургском музее нонконформистского искусства.
На иллюстрациях: «Композиция-9», ассамбляж, 2013; «Мамина записка», ассамбляж, 2019
Ранее в «Новой Сибири»: