Два мастера художественного слова, два хора и два солиста при одном академическом оркестре делили сцену им. А. Каца

В СУББОТУ, 25 ноября, в большом зале им. Каца состоялось два, нет, наверное, полтора концерта. Хотя собственно отделений было два.

Хотя, наверное, могло быть и два самостоятельных концерта!

Но был-то один, но какой!

А началось все с одного из самых понятных произведений Альфреда Шнитке — «Ревизская сказка», известной так же, как «Гоголь сюита».

Году в 1982 примерно, боюсь ошибиться, я услышал ее впервые в исполнении Г. Рождественского. Услышал и полюбил.

Несмотря на то что она понятна почти каждому, даже неподготовленному слушателю, она остается на все сто процентов музыкой, написанной гениальным Альфредом Шнитке. Она пронизана, как золотыми нитями, его идеями, его интонациями. И если бы не привязка этой музыки к идее спектакля театра на Таганке, можно было бы соотнести эту музыку с иллюстрациями произведений Салтыкова-Щедрина, Зощенко, Ильфа и Петрова.

При прослушивании сюиты с вашего лица не сходит улыбка, местами добрая, а местами грустная, но никак не злая. «Озорные частушки» Родиона Щедрина — искрометная, озорная пьеса. Они как родные сестры близки, эти две работы ровесников и безусловно самых ярких представителей российской композиторской школы 60-80-х годов прошлого, ХХ века.

«Озорные частушки» знакомы мне до мелочей. Танцевальная сюита на эту музыку была одной из самых ярких работ программы «Русские картинки» в камерном театре «Балет Новосибирск 100». Когда я сидел в зале, то меня не покидало ощущение, что вот сейчас, во втором отделении, нам будут предложены работы Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной и, может быть, даже Арво Пярта.

Так привычно нам, любителям музыки, русского андеграунда восьмидесятых, слушать пластинки именно этой группы композиторов. И, может быть, это было бы правильно, но об этом немного позже.

Второе отделение концерта. Монументальное произведение Сергея Прокофьева «Иван Грозный» — оратория для чтеца, хора, солистов и оркестра.

Ярким показателем уровня музыкальной культуры в любом городе является возможность своими силами, профессионально, исполнить ряд музыкальных произведений. Оратория «Иван Грозный» из их числа. Академический симфонический оркестр, Хоровая капелла, Детский хор, два солиста, мастер художественного слова, все они едва разместились на большой сцене концертного зала им. А. Каца. Как же это все впечатляет. Уже просто их вид внушает почтенное уважение!

А когда, как ледокол через сцену, стараясь не задеть пюпитры, вышел немаленький по своим размерам Дмитрий Назаров, непривычно серьезный для дежурного по кухне, все совсем уже прониклись грандиозностью момента.

Что там говорить, здорово!

Осталось только отметить непривычно сдержанного для испанца дирижера Сесара Альвареза. Он был аккуратен, сдержан, но внутренне эмоционально насыщен и это передал музыкантам, а они — зрителям.

А Полина Шамаева (меццо-сопрано) и Сергей Плюснин (баритон) усилили впечатление от концерта.

Но мне кажется, даже специальные гости не являлись главными на этом музыкальном пиршестве. Основную работу сделали все местные коллективы!

Кстати, о художественном слове.

С работой чтеца прекрасно справился народный артист России, концертмейстер оркестра Валерий Карчагин, блеснув новыми для себя гранями в работе Шнитке.

Видимо, работа с известными драматическими актерами, и в первую очередь с Галиной Алехиной, не прошли даром. Руководству филармонии стоит взять на заметку одаренного артиста. Мне кажется, что только одна работа Прокофьева могла стать темой отдельного концерта. А мы с нашим любимым оркестром готовы два вечера выходных дней провести вместе!

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.