В рамках международного культурного центра «Достоевский+» в кинотеатре «Победа» 23 сентября состоится премьерный показ фильма «Достоевский в Сибири». Короткометражный документальный фильм посвящен каторжно-ссыльному периоду жизни гения русской литературы. Эта часть истории начинается с момента, когда двадцативосьмилетнему Достоевскому за несколько минут до расстрела смертную казнь по приказу Николая I заменяют каторгой в Омском остроге.
Автор идеи и сценария киноленты — доцент кафедры журналистики НГПУ, создатель документальных фильмов и телепрограмм Елена Агамян. Съемочной группе во главе с режиссером Тамарой Саралидзе удалось создать художественное кинематографическое произведение, главным образом приуроченное к 200-летию со дня рождения великого русского писателя и мыслителя, классика мировой литературы. Кинолента повествует об актуальных проблемах и жизненных коллизиях, перешедших из XIX века в реалии современного мира — фильм «Достоевский в Сибири» об извечном противостоянии человека и судьбы, о внутренних и внешних противоречиях души и, конечно же, о любви.
Основные вопросы киноленты посвящены периоду жизни писателя в Сибири: насколько велико было влияние каторги и военной службы на творчество и, главное — смог бы Достоевский создать все то, что было написано после тяжелого сибирского десятилетия, если бы судьба предоставила ему возможность остаться в Петербурге? Отношение Достоевского к Сибири отмечено в разных книгах, особенно в «Записках из Мертвого дома», где он пишет: «…но даже со многих точек зрения в Сибири можно блаженствовать… земля благословенная, надо только уметь ею пользоваться…». И все это несмотря на цельное впечатление — «тяжелое, однообразное, удушающее», преследовавшее Достоевского, как каторжная тень, всю оставшуюся жизнь.
Две эпохи, два временных пласта — XIX и XXI век — переплетаются в фильме наряду с темами, тревожащими людей по сей день: христианство, преданность Родине, самопожертвование, прощение и духовное воскресение — идеями, являющимися постоянными спутниками творчества Федора Михайловича.
Экспертами (без комментариев которых фильм не приобрел бы столько фактологических граней) выступили Ирина Мирович (старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, г. Новокузнецк), Евгений Панишев (историк, г. Тобольск), Татьяна Грязнова (историк, г. Тобольск), Андрей Прикотенко (главный режиссер театра «Старый дом») и Виктор Вайнерман (директор Гослитмузея им Ф.М. Достоевского, г. Омск). В роли рассказчика истории Достоевского выступила ведущая ГТРК «Новосибирск» Дарья Швыдкая.
«Достоевский в Сибири» — фильм-коллекция: коллекция судеб, мнений и их отражений в XXI веке. Но если художественное кино воспринимается как инструмент рефлексии, с помощью которого можно сбежать от действительности, то документалистика — это основа действительности, преподнесенная с убедительностью репортажа, она заставляет зрителя задумываться и размышлять. В скором времени зрители смогут увидеть этот фильм на телеканале «Россия 1».
* * *
Однако, эта короткометражная лента, является не единичным результатом слаженной работы съемочной группы. На самом деле получилось два полноценных фильма — совершенно разных по характеру, взятым историческим эпизодам и интерпретации материала. Второй пятидесятиминутный фильм о Достоевском — «Люба» — наполнен элементами театрализации и снят в формате экскурсии по городам десятилетней сибирской ссылки Федора Михайловича.
Режиссерская метафора, на которой выстраивается фильм — зеркальность, причем как контекстная, так и зримая, достигающаяся за счет отражений в настоящих зеркалах и их декорационной смены. В первую очередь, зеркало считывается как символ истины, символ души и ее отражения; через зеркала вызывают духов умерших, зеркала занавешивают, когда усопший до девяти дней находится рядом с живыми. Зазеркальный мир — это инверсия, к которой обращаются в поиске ответов из прошлого, когда, выходя за пределы физического, смотришь на себя со стороны. Так происходит и с главной героиней — Любой (в исполнении выпускницы НГТИ Марии Жаворонковой): она выходит из зазеркалья прошлого и оказывается в урбанистической реальности современного Новосибирска: в пуховике, кроссовках и в кандалах. Метафорически «Любовь» — это еще и триединство образов: любви к Родине (через возникающую в письмах фразу «люба мне Россия»), к женщинам сердца и имени дочери Достоевского — Любы, Любочки, Любови Федоровны, фильмографическая интерпретация книги которой («Мой отец Федор Достоевский») легла в основу фильма.
В своем издании французская мемуаристка представила основные вехи биографии отца, исходя из воспоминаний и семейных преданий, рассказов матери, а также материалов домашнего архива, но здесь важно учитывать и помнить, что Любовь Достоевская потеряла отца в возрасте одиннадцати лет, еще и поэтому призма личного затмевает многое до степени одиозности. Люба — образ собирательный, она под стать зеркалам — доппельгангер. Именно Люба позволяет взглянуть на биографические перипетии отца под другим углом: неосознанного самоанализа, самоуглубления, болезненной экзальтации, чувства ревности и даже ненависти — особенно к первой жене писателя (несмотря на то, что Любовь Достоевская появилась на свет спустя пять лет после смерти Исаевой Марии Дмитриевны). Люба раздражает и в то же время увлекает (чего без актерской манкости и буквально «вживления» в роль исполнительницы главной роли не произошло бы), сочетая условность восприятия с бескомпромиссностью.
Чтобы посмотреть глазами Любы на предновогодний Новосибирск, на города ссылки Достоевского — Тобольск, Омск, Новокузнецк и на то, как «праздник жизни растворяется в темной дали», слово об искусстве предоставляется самому искусству, а точнее театру. Интертекстуально в фильме используются фрагменты спектакля «Идиот» театра «Старый дом» (режиссер Андрей Прикотенко), и тут же монолог Мышкина вторит концепту киноленты: «…а вся площадь залита водой, собор как будто бы двоится, и тем самым отображает главную идею христианства — двойственность этого мира». Впрочем, благодаря голосу Тимофея Мамлина (исполнившего в «Идиоте» роль Ипполита Терентьева), театр никуда не исчезает, он остается в фильме, даже когда выходит из кадра. Прием наложения мультипликационной графики еще больше акцентирует внимание на экранных цитатах.
Яркий, напыщенно театрализованный, будто из оперы-буффа персонаж Петрашевского, образ которого фильме воплотил студент театрального института Сергей Смелых — с гримом и накладками (работа Юлии Дейнеко) — заведомо гиперболизирован, неаккуратен, манерно-эксцентричен и показателен: с одной стороны, как антитеза Достоевскому, а с другой — как его неотделимый от жизни близнец (публицист и вольнодумец Петрашевский на два дня младше Достоевского). В киноленте Петрашевский остается верен утопическим идеям футуристов, одной из которых было создание фаланстера Фурье — коммуны крестьян и интеллигенции. Этот сквозной лейтмотив-перевертыш просачивается сквозь двести лет в настоящее: а как иначе приучить читать Достоевского, в первую очередь, молодежь? Например, взять тракториста Мишу (в жизни — Михаил Литвинов) из села Бородавкино, что находится в 85 км от Новосибирска. Миша предпочитает фэнтези, тогда как библиотекарь НГОНБ Сережа, встречающий Любу под «Лебедя» Сен-Санса, боготворит романы Достоевского. Но как открыть Мише мир Федора Михайловича? Безусловно, через театр. К слову, нельзя не отметить особой роли областной библиотеки — специально для фильма она стала не только съемочной площадкой и предоставила свой библиомобиль для сцены, где совершается поездка в область (роль Сережи исполнил действительно работающий в НГОНБ библиотекарь Сергей Петунин), но и предоставила ценный артефакт — трехтомное издание «Евангелия Достоевского», в котором первый том — это факсимильное издание «Евангелия», сопровождавшее писателя на каторге (в остальных томах находятся комментарии к пометкам писателя и факсимиле каторжной «Сибирской тетради»).
Новым ключом к потайным дверцам творчества Достоевского будут размышления психолога Антона Тараканова — об отцовском комплексе из категории «отец-царь-бог» («…любовь к отцу, не оправданная отцом, есть нелепость, есть невозможность»), о Сибири как о феномене места силы, о ненавистническом царском режиме (Достоевский застал на престоле четырех царей: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III, положившего начало строительству Транссибирской магистрали), об отношениях писателя с пасынком, письма к которому литературоведы называют «романом воспитания», о любовном треугольнике и о самой любви, как о внеземном даре.
Фигура Достоевского в фильме собирается из пазлов истории и человеческой эмпатии, он — человек, ищущий веру и постигающий самого себя через других: «…человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Меня называют психологом, неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». К этому призывают и авторы неигрового кино: познать себя через творчество Федора Михайловича: ведь переступив один раз через эту грань, пусть в чем-то пересилив себя, уже невозможно будет вернуться прежним и отразиться в зеркале таким, каким ты был до знакомства с писателем.
Картина «Люба», как и короткометражная лента «Достоевский в Сибири», способна послужить экранизированным дополнением к урокам литературы у школьников и студентов, да и вообще заинтересовать всех, кому любопытна история Сибири и мира, которые никогда не поздно изменить в лучшую сторону, начав с самого себя.
Маргарита МЕНДЕЛЬ, специально для «Новой Сибири»
На фото: кадры из фильмов
Ранее в «Новой Сибири»:
Елена Агамян: Новосибирск имеет право знать о Достоевском больше