В Художественном музее готовится к открытию выставка «Два пространства», — это не только репрезентация творчества Эдуарда и Евгения Гороховских, двух известных художников, личностно сформировавшихся в Новосибирске, работавших здесь, но и жест художественного самосознания города, осмысляющего свое культурное наследие.
Эдуард Гороховский (1929 – 2004) — классик московского романтического концептуализма и соц-арта, вошедший не только в региональную, но и глобальную историю искусства. Его работы представлены в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, венского художественного музея Альбертина, Государственного музея Дрездена, ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве, музея Зиммерли в Нью-Джерси (США) и во многих других государственных и частных коллекциях, включая Новосибирский художественный музей.
Свой творческий путь Эдуард Гороховский начал в Новосибирске, художник вспоминал: «Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку. Я считаю его своим по-настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве».
С 1955 по начало 1990-х Эдуард Гороховский работал в Западно-Сибирском книжном издательстве. Его книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. Работы автора в этой области стали важной частью истории сибирской книги.
С годами фокус творческого его творческого интереса смещался в сторону живописи, станковой графики, фотографии. На выставке «Два пространства» впервые в Новосибирске наряду с ранними работами будет представлена и поздняя графика художника, любезно предоставленная старейшей московской галереей «Файн-арт».
Евгений Гороховский (1951—2021) — художник во втором поколении, вырос в Новосибирске. Здесь он начал свою творческую карьеру – работал как театральный художник в театре «Красный факел». Впоследствии Евгений Гороховский стал одним из основоположников отечественного фотореализма, которому он придал особое метафизическое и созерцательное звучание. Ряд критиков определяли его стиль как «магический реализм».
В творческом методе Евгения Гороховского фотография, понимаемая как «цитата действительности», была отправной точкой. Однако смысловой акцент делался на действительности более высокого порядка. Свою задачу художник видел в выявлении «потаенных смыслов, сокрытых в мире фотообразов». По словам Людмилы Гороховской, супруги мастера, больше всего повлиял на него Илья Кабаков: «Он был второй личностью, которая оказала серьезное влияние на мировоззрение Жени. А первым человеком, который на него повлиял, был Николай Грицук — новосибирский художник, который начинал как реалист, а заканчивал абстрактными работами».
Евгений Гороховский много писал о смысле своих картин, о том, что он в них вкладывает, как он их понимает и чувствует. И на выставке представлены не только живопись, но и авторские тексты художника, посвященные конкретным работам в экспозиции. И тексты, и работы Евгения Гороховского предоставлены Людмилой Гороховской.
(18+)
На иллюстрациях: работы Эдуарда и Евгения Гороховских
Ранее в «Новой Сибири»:
Международный фестиваль керамики. Сибирь — место силы, сказок и легенд