Ночь с 22 на 23 апреля для театралов Новосибирска выдалась бессонной и волнующей: в Москве вручали главную театральную премию страны, за ходом которой всем заинтересованным пришлось наблюдать в прямом эфире с весомой разницей во времени. На «Золотую Маску» претендовали три театра нашего города, но только два вскоре вернутся домой с победой. Артист театра «Старый дом» Анатолий Григорьев стал лауреатом Российской Национальной премии в номинации «Лучшая мужская роль в драме», а Лаборатория современного искусства и режиссер Полина Кардымон — лидерами в номинации «Эксперимент».
Национальная театральная премия «Золотая Маска» вручается в Москве с 1993 года и ежесезонно подводит итоги театральной жизни во всей России. И если для столичных театров вручение наград — еще один приятный бонус многогранного художественного процесса, то для региональных театров участие в премиальном состязании — большое и знаковое событие, которое позволяет сделать труппу даже самых маленьких размеров весьма заметной на карте большой страны. Тем более что конкурировать приходится с топовыми игроками рынка, что, несомненно, подстегивает и воодушевляет.
В этом году номинантами премии стало 50 театров из 17 российских городов, чьи творческие достижения экспертные советы разложили по 180 частным номинациям. Список притязаний стандартный — за двумя исключениями. Еще на стадии объявления соискателей организаторы заявили, что награды в категориях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа драматурга» не будут вручаться «по решению учредителя премии» и из-за «отсутствия конкурса». Впрочем, это реприманд не стал последним в нынешним золотомасочном сюжете. Часть спектаклей не доехала до Москвы и была отсмотрена жюри на родных площадках, как, к примеру, «Анна Каренина» театра «Старый дом», которую судьи смотрели в несколько показов. А часть и вовсе была снята с конкурса по разным основаниям. В частности, драма «Дикая утка» новосибирского «Красного факела» покинула репертуар еще в декабре и, соответственно, не могла быть представлена в театральном турнире.
В итоге в Москву из Новосибирска за премиями отправились три театральные команды. «Золотая Маска», врученная ведущему артисту театра «Старый дом» Анатолию Григорьеву, стала той самой наградой, которую многократный номинант, а теперь и лауреат, ждал не меньше, чем его близкие, коллеги и поклонники. За гения места новосибирского драматического театра болели давно и всем городом, и остается только порадоваться, что Каренин в исполнении хэдлайнера театрального Новосибирска оказался в нужное время и в нужном месте. Всего спектакль «Анна Каренина» в постановке экс-главрежа Андрея Прикотенко мог принести «Старому дому» четыре победы, но и пятая «Золотая Маска», которую добавил Анатолий Григорьев в общую копилку театра, делает театральный мир добрее и справедливее.
Что интересно, Анатолий Григорьев стал первым артистом Новосибирска, получившим «Золотую Маску» за главную мужскую роль в драматическом спектакле. Прежние новосибирские лауреаты брали свои именные награды либо за роли второго плана (Андрей Черных и Тимофей Мамлин), либо как спецприз (Лаврентий Сорокин). Свою «Маску», не забыв признаться в любви коллегам по сцене, актер посвятил своей жене Анастасии, и в торжественном церемониале премии эти слова прозвучали вдвойне трогательно.
«Спасибо огромное экспертному совету за высокую оценку моей работы и нашего совместного труда с режиссером Андреем Михайловичем Прикотенко, — сказал в официальной речи со сцены Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Анатолий Григорьев. — Спасибо всем моим коллегам и театру «Старый дом». Я вас всех люблю, вы самые лучшие. А эту награду я посвящаю своей жене Анастасии. Любимая, я еду домой».
Кстати, если кому-то одной награды для «Старого дома» покажется мало, то косвенно к ним можно присовокупить «Золотые Маски», полученные новым главным режиссером Антоном Федоровым: Антон Павлович стал сообладателем премии как художник по костюмам за свой спектакль «Морфий» в Псковской драме и как создатель лучшего спектакля малой формы в Камерном театре Воронежа («Ребенок»).
В номинации «Эксперимент» Новосибирск был представлен независимой командой Лаборатории современного искусства, выпустившей в коллаборации с Международным театральным фестивалем «Толстой» аудиальный перформанс «Детство. Коромысли. Глава 3». Это третья и, как отметила на церемонии вручения премии «Золотая Маска» режиссер Полина Кардымон, последняя часть долгоиграющего проекта. Всероссийское признание сложносочиненное действо получило именно благодаря «Золотой Маске»: в прошлом году вторая часть проекта побывала во многих городах с гастролями как участник внеконкурсной программы, а в этом году финальный опус завершил восхождение победой как главный сценический «Эксперимент». И, пожалуй, в контексте нашего города это самая неожиданная награда нынешней премии, которая особенно важна и с художественной, и с социально-этической точки зрения для ее обладателей — почти андеграундного квинтета, не распоряжающегося ни госбюджетом, ни вертикальной структурой, ни солидными постановочными возможностями, ни серьезной поддержкой.
Кроме того, на победу в конкурсе «Золотой Маски» претендовал Новосибирский музыкальный театр. Мюзикл «Великий Гэтсби» был заявлен в пяти номинациях, но, увы, не получил ни одной премии. Большую часть мюзикловых наград унесло в свою копилку нашумевшее «Кабаре», поставленное на сцене московского Театра Наций и многажды обошедшее своих конкурентов во всех направлениях.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Тимофея МАМЛИНА и из открытых источников