В Доме ученых СО РАН проходит ретроспективная выставка живописи «Маэстро сновидений» новосибирского художника Александра Шурица, ушедшего из жизни этой весной.
Самым трагическим событием в культурной жизни Новосибирска за прошедший год стала смерть знаменитого художника Александра Шурица.
Во время открытия экспозиции в Академгородке было многолюдно, и очень многие почитатели таланта художника делились своими впечатлениями и воспоминаниями, — в том числе и устроители — искусствовед Ирина Бич и директор Дома ученых Галина Лозовая.
— Гордимся, что именно в Академгородке в далеком 1975 году состоялась первая персональная выставка Александра Давидовича. Прекрасно помню предыдущую, пятую выставку художника в Доме ученых в 2009 году, она называлась «Однажды в Париже». Чувства Шурица — глубокие, искренние — передаются на его полотна.
Галина Лозовая назвала каждую выставку Шурица праздником искусства:
— Александр Давидович — человек большого таланта и огромного обаяния. Вы только представьте: в городе выросло несколько поколений его поклонников!
Старинные поклонники могли увидеть на стенах несколькуо уже хорошо знакомым им работ, но заметную часть экспозиции составляют последние работы мастера: «Девушка на пляже» и «Канал» (2017), «Вечер в Амстердаме», «Снежный ноябрь» и «Незнакомка» (2016), «Чай с лимоном» (2015), в том числе и нетипичная для художника работа «Лето, цветы, вода» (2016).
Сотрудник НГХМ Александр Клушин стал автором многих материалов о творчестве Шурица, в том числе — большой вступительной статьи к альбому, изданному к 60-летию художника.
— Шуриц был всегда открытым миру, любил находить новое, искрометно шутил. Живопись Шурица нравится очень многим: художник обожал загадывать загадки, озадачивать темами и сюжетами. Направление, в котором он смог прекрасно реализоваться, я бы определил как «поэтический сюрреализм». Бережно храню дома три его работы очень теплого цвета: «Девушка из троллейбуса», «Урок с ангелом» и «Натали». На днях вдова художника передала в наш музей картину Шурица «Святой Георгий». Теперь в коллекции НГХМ — 14 полотен новосибирца. Готовим его большую персональную выставку в 2019 году.
Работы мастера, награжденного серебряной медалью Академии художеств и множеством дипломов, находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Новосибирском государственном краеведческом музее, художественных музеях и галереях Биробиджана, Новокузнецка, Владивостока, а также в частных собраниях в Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Израиля, Италии, России, США, Франции, Южной Корее, Японии…
Одно из самых больших представленных полотен, представленных на выставке, — «Сезон мандаринов» (2002), его размеры 140×180 см. Картина густо населена: птицы вокруг деревьев, спешащие прохожие — и две девушки, играющие в снежки…
Рассказывает театральный менеджер Светлана Албаут:
— Раньше я видела этот сюжет только на открытке. Волшебная картина — она передает предвкушение Нового года, волнительное ожидание перемен. Цветовая гамма и композиция — восхитительны.
Светлана с дочкой часто посещали мастерскую художника. Шуриц спешил угостить чем-нибудь вкусненьким, обсудить свежие новости.
— С ним совершенно не ощущалась разница в возрасте! Счастлива, что он написал портрет моей дочки Даниэллы и подарил его в канун прошлого Нового года. Меня Шуриц пробовал нарисовать несколько раз, но не случилось. Помню его звонки: «Света, спасибо! Поверх наброска твоего портрета я написал другую картину — и ее тут же купили!» — призналась Албаут.
О прекрасном художнике и человеке любят делиться воспоминаниями многие его друзья и знакомые. Художник Сергей Мосиенко, давний друг Шурица, присутствовал при рождении многих его полотен.
— Считаю Александра Давидовича своим учителем — именно он привел меня из графики в живопись: в 1982 году он пришел ко мне мастерскую, натянул холст, вручил кисти и краски и сказал: «Вперед!»
Шуриц — один самых плодовитых творцов Новосибирска, не случайно его называют «градообразующим художником». Он обладал сильнейшей положительной энергетикой. Бывало, молча постоит пять минут у моего наброска — и сразу же становится понятно, что на холсте предстоит исправить! На многих картинах Шурица изображена рыжеволосая девушка — это прообраз его супруги Тамары, его музы и трепетной хранительницы семейного очага. Кстати, в семье Шурицев выросли три талантливых парня: театральный художник Денис, дизайнер электрооборудования Максим, авиаконструктор Александр.
Александр Давидович Шуриц также известен как прекрасный иллюстратор, он оформил более 200 книг — Маршака и Чуковского, Андерсена и Волкова...
Поэт Саша Зайцева поделилась воспоминаниями:
— В детстве я не выпускала из рук две книги, проиллюстрированные Шурицем: «Веселое путешествие в игронезию» Черного и «Английские народные песенки» в переводах Маршака. Именно Шуриц настроил меня на творческую волну, за что я ему бесконечно благодарна.
А учитель и наставник Саши Зайцевой, писатель Геннадий Прашкевич открыл своеобразную тайну:
— Мало кто знает, но художник пробовал свои силы и в прозе: у меня хранится рукопись фантастической повести Шурица, которую он с середины 70-х так и не решился опубликовать. Мы дружили всю жизнь, я регулярно бывал у него в мастерской. Шуриц проиллюстрировал восемь моих книг, написал два моих портрета. Никогда не забуду, как однажды столкнулся с ним на улице: Шуриц нес в руках новенький пылесос, а шланг обмотал вокруг туловища — вылитый космонавт!
Не меньше четверти века была знакома с Александром Шурицем кинорежиссер Элла Давлетшина:
— Полюбила его картины в 90-е годы, после первого же похода в галерею Аркадия Пасмана «Зеленая пирамида». В живописи Шурица сильно чувствуется независимость художника. Очень жалею, что не успела снять о нем документальный фильм!
Вдова художника Тамара Мамаева тепло поблагодарила всех пришедших на открытие:
— Очень приятно и ценно то, что творческого человека помнят после его смерти. Сегодня я ощущаю эффект присутствия Шурица в Доме ученых. О том, что дух художника витает в этих стенах, сказали сразу несколько посетителей экспозиции. Собирать эту выставку было легко. Персонажи живописных работ из античной мифологии, офисные девушки и любимые блондинки, путешествия и каникулы — все это создает удивительный, фантастический мир сновидений Шурица. Сейчас по-другому воспринимаются герои картин: вдруг видишь трогательные и печальные взгляды, незащищенность фигур в условном пространстве, их одиночество — возможно, потому что их покинул мастер.
Выставка «Александр Шуриц. Маэстро сновидений» продлится до 14 января.
Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»
На фото Светланы АЛБАУТ: «Сезон мандаринов» А. Шурица