Новосибирский фотограф рассказывает о проекте «Поэзия музыки в жестах», посвященном сотворчеству российских и зарубежных дирижеров с оркестром, и запечатлевает самые интересные репетиционные моменты.
— Екатерина, в какой момент в вашей жизни появилась фотография?
— В детстве, когда папа и старшие братья проявляли пленки и печатали фото, завороженно наблюдала за этим процессом. Красная комната, сохнущие отпечатки… Все это манило и влекло, казалось каким-то волшебством. Будучи студенткой, на несколько дней снова погрузилась в эту атмосферу, наблюдая за работой одного фотографа. Видимо, это оставило свой след. В 2012 году я попала в фотошколу «СветоСила». Начав с курса «Основы фотографии», продолжила «Светом» и «Композицией» и до сих пор учусь, теперь уже самостоятельно. Для фотографа очень важна насмотренность — своего рода тренировка. Прекрасно, когда визуальный ряд состоит не только из фотографий коллег, но и картин различных художников, фильмов.
— Расскажите подробнее о фотопроекте «Поэзия музыки в жестах». Как возникла идея его создания?
— Как таковой идеи изначально не было. Все получилось само собой, можно сказать, спонтанно, начавшись со знакомства с Эстрадным оркестром Новосибирской филармонии. Побывав несколько раз на концертах оркестра, была так впечатлена работой дирижера Виктора Иванова, что заинтересовалась, как же, собственно, он взаимодействует с артистами, для чего вообще нужен оркестру? Возникло множество вопросов, захотелось увидеть репетицию изнутри. Так появились первые снимки дирижерской серии. Я стала интересоваться другими дирижерами и радовалась любой возможности запечатлеть их в работе. И благодарна всем, кто оказывал мне содействие и помощь в съемках.
Название появилось в прошлом году. Когда альбом на «Фейсбуке» пополнился фотографиями Валентина Урюпина, одна женщина именно так его и прокомментировала: «Поэзия музыки в жестах». Это выражение показалось мне настолько созвучным и точно отражающим дирижерскую профессию, что прочно закрепилось за всей серией фото — с согласия автора, конечно.
— Почему выбор пал именно на профессию дирижера, а не, например, исполнителей на виолончели или же фортепиано? Дело в магнетизме и эстетике?
— Сложно ответить однозначно. Мне интересны люди, их эмоции. И, на мой взгляд, музыка помогает наиболее полно их выразить. Наблюдая за работой Виктора Викторовича на разных концертах, я обратила внимание, что у дирижера выразительной может быть даже… спина, что уж говорить о лице, где отражается, наверное, вся гамма чувств, переживаемых во время исполнения. Видимо, именно это меня и зацепило, если можно так выразиться. Каждая съемка оставляет неизгладимое впечатление, ведь все дирижеры разные, у всех свой стиль. Мне было интересно погрузиться в их восприятие музыки, в работу и общение с коллегами-музыкантами, хотелось наблюдать и ловить эти поэтические жесты, чтобы по возможности показать другим людям всю эмоциональность и глубину профессии дирижера.
— Какие наиболее яркие имена дирижеров в вашем проекте?
— Невозможно выделить кого-то, не упомянув других. Это было бы нечестно и несправедливо. Все прекрасны и удивительны. На сегодняшний день мне довелось поработать с семнадцатью дирижерами. Как я уже говорила, началась серия со съемки Виктора Викторовича Иванова. Продолжили ее снимки Фабио Мастранджело (Италия — Россия), Котаро Кимура (Япония), Лио Куокмана (Макао), Кента Нагано (США), Дмитрия Корчака (Россия), Карена Дургаряна (Армения), Александра Ведерникова (Россия), Владимира Ланде (Россия — США), Алима Шахмаметьева (Россия), Валентина Урюпина (Россия), Марии Моисеенко (Россия), Павла Когана (Россия), Димитриса Ботиниса (Россия), Владимира Сапожникова (Россия), Антона Шабурова (Россия), Томаса Зандерлинга (Россия — Германия).
— Кто из дирижеров произвел на вас максимально сильное впечатление?
— Кент Нагано. Эта съемка была моей мечтой и казалась недостижимой. Сердечно благодарю Майю Михайлову, пресс-секретаря Транссибирского арт-фестиваля, за воплощение ее в жизнь. Съемка была в начале марта и стала своеобразным весенним подарком.
— Случались ли интересные или неожиданные истории в работе с дирижерами, творческий процесс ведь всегда непредсказуем?
— Неожиданной, пожалуй, стала поездка в январе прошлого года в Красноярск, где мы встретились с маэстро Владимиром Ланде. В декабре 2018-го он дирижировал нашим Новосибирским академическим симфоническим оркестром и пригласил меня на концерт. После я поделилась с ним впечатлениями, сожалея, что не удалось поснимать его в работе. Договорились, что как только представится возможность, наверстаем упущенное. И она не заставила себя долго ждать. Я поехала в Красноярск, и это был тот редкий случай, когда дирижер уделил свое личное время, несмотря на довольно утомительный перелет. Тогда же Владимир Борисович посоветовал посмотреть «Репетицию оркестра», фильм Федерико Феллини, за что я ему очень благодарна.
— Сотрудничество фотографа с дирижерами в процессе репетиций требует определенных знаний и условностей, чем такая съемка отличается от концертной?
— В каждой съемке есть свои нюансы. Концертная требует максимальной концентрации внимания, чтобы поймать эмоции музыкантов, уловить что-то мимолетное, но такое важное и интересное. Необходимо живо реагировать на происходящее на сцене, быть вовлеченным. И если фотограф не испытал никаких эмоций, даже, скажем так, драйва, на съемке, все это неизбежно отразится на кадрах. Причем это относится к любому виду съемок, не только к концертной.
Снимая же репетиции оркестра, важно не мешать своим присутствием ни музыкантам, ни дирижеру, не отвлекать. Поэтому стараюсь соответственно одеваться, как можно меньше передвигаться по возможности, не маячить ни у кого перед глазами. Не всегда легко сразу найти оптимальную для съемки точку.
Что касается знаний, их никогда не бывает много. Стараюсь перед съемками посмотреть видеозаписи концертов, обратить внимание на какие-то моменты, читаю различные интервью и материалы. Все это вносит свою лепту и так или иначе обогащает.
— Что, по вашему мнению, делает фотографию живой и качественной?
— Смотря что понимать под качественным. Для меня это прежде всего настоящие, живые, неподдельные эмоции, когда человек свободен в выражении чувств, искренность. Это невозможно сыграть. Есть и свои особенности. Съемки дирижеров не так просты, как это может показаться. Ни в одной камере, ни у моей, ни у коллег, я еще не встретила встроенной кнопки «Шедевр». Каждая съемка — кропотливая и напряженная работа! К сожалению, понимают это далеко не все. Важно поймать тот самый момент, не забывая следить за множеством моментов. Бывает, что снимку не хватает четкости, но в то же время в этом есть какая-то своя магия и изюминка, и тогда я его оставляю на усмотрение дирижера.
— О творческой совести: критичны ли вы к себе и к отбору снимков перед тем, как их увидит дирижер?
— Критична — не то слово. Наверное, даже слишком. Вся съемка проходит строгий первичный отбор. Из оставшихся снимков, как правило, выбираются те, что пойдут в работу. Бывает, что и из них еще что-то отсеиваю. Готовые фотографии ВСЕГДА сначала отдаю дирижеру. И публикую ровно то количество, что утверждено. Доводилось слышать, что я излишне щепетильна, но это мой принцип работы, которому следую. Все люди разные, а дирижеры, на мой взгляд, — особенно тонко чувствующие, поэтому мне чрезвычайно важно и ценно их мнение.
— Говорят, дирижер — это мужская профессия, действительно ли существует такое разграничение? Удалось ли вам поработать с представительницами прекрасного пола этой профессии?
— Не знаю насчет разграничения, но мнение такое слышала. Пока мою дирижерскую серию украшает единственная женщина — Мария Моисеенко. Но очень надеюсь, что не последняя.
— Согласны ли вы с высказыванием Джона Мосери, что «нет никаких общих критериев, определяющих величие маэстро»?
— На мой взгляд, невозможно всех подогнать под какие-то критерии. Для меня величие маэстро кроется в том, как он взаимодействует с оркестром. Как однажды сказал Дмитрий Корчак, «дирижер должен дышать вместе с певцом». Мне посчастливилось быть свидетельницей того, как дирижеры дышат в унисон с оркестром.
Каждое знакомство и съемка оставляют свой след в душе, их бережешь как великую ценность. Как у всех творческих людей, и у меня бывают взлеты и падения. Иной раз кажется, что все, что делаю, вообще никому не нужно. С другой стороны, творчество вдохновляет, дарит радость, это своего рода отдушина в череде будней. А когда дирижеров удается порадовать своими снимками, это ли не счастье? Для меня это наивысшая награда.
Маргарита МЕНДЕЛЬ, «Новая Сибирь»
Фото Екатерины СКАБАРДИНОЙ