В декабре на площадке «Дома да Винчи» отроется выставка работ театральной художницы Александры Павловой, в экспозицию которой войдут эскизы к спектаклю «Ревизор», поставленному на сцене Новосибирского театра кукол. Галерея образов, где все персонажи ‒ «люди со своими слабостями, попавшие в ситуацию…», станет прологом к межрегиональному семинару «Визуализация в библиотеке».
К «Ревизору» Гоголя Новосибирский областной театр кукол обратился впервые за свою 90-летнию историю нынешней осенью. Интерпретировал комедию петербургский режиссер Давид Бурман, направив сюжетную линию на общечеловеческое звучание. Спектакль в куклах и лицах рассказывает, как обычные люди, получив власть, меняются не в лучшую сторону, и как легко можно перейти грань, если материальное благополучие становится главным.
«“Ревизор” для меня ‒ история про то, как мы, попадая в зависимость от окружения, сами меняемся, причем не в лучшую сторону, — рассказывает режиссер спектакля Давид Бурман. — Артисты на сцене живут прямо здесь и сейчас ‒ в городе N, где происходят все события пьесы. Персонажи “Ревизора” очень хотят, чтобы их захолустье напоминало Петербург, чтобы их окружало все такое петербургское, чтобы все было, как в столице. Все мечтают туда поехать, попасть. Это их фетиш, как в “Трех сестрах” у Чехова: “В Москву, в Москву, в Москву!” Правда, проблема не в том, где ты живешь, а в том, как ты живешь и что хочешь от этого места жительства получить. Но у этих людей нет духовной идеи, нет своей миссии, они просто живут и живут себе. И не знают, как жить по-другому. И не хотят в себе ничего менять».
Визуальные миры спектакля воплотила художник Александра Павлова ‒ штатный художник Новосибирского театра кукол, сочинившая эскизы к десяти репертуарным спектаклям. Александра оформляла «Щелкунчика и Мышиного короля», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Карлика Носа», «Снежную королеву». А для новой версии «Ревизора» придумала стремящееся к постоянным изменениям пространство, в котором уездный город N, то и дело оборачивается Петербургом, а Северная столица так и норовит притвориться провинциальным городишкой, и создала галерею незабываемых образов ‒ метких, «говорящих», узнаваемых.
Внешность каждого героя, с одной стороны, выдает его характер: вздёрнутый нос дорисовывает вздорную натуру Хлестакова, а лицо Городничего, похожее на сжатый кулак, говорит о его стремлении держать всё в своих руках. А, с другой стороны, ловко балансирует между реалистичностью и пародийной гипертрофированностью, от которых к вечности и архетипам ‒ всего один шаг. И совершать его героям спектакля придется в диковинном мире, где за иллюзией благополучия скрывается стремительно развивающая разруха ‒ крыша покосилась, колонны едва стоят, и всё здание готово рухнуть, как однажды обрушивается любая ложь.
Непростой путь от замысла к его воплощению в готовом сценическом продукте найдет отражение в выставке, приуроченной к открытию межрегионального семинара «Визуализация в библиотеке», который пройдет на площадках Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Одним из участников семинара станет режиссёр Новосибирского областного театра кукол Ольга Гущина. Заслуженная артистка России дополнит экспозицию докладом «История в театре: от эскиза к спектаклю». Увидеть выставку можно будет с 8 декабря до 6 января 2024 года в стенах «Дома да Винчи» ‒ вход свободный.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА и из архива НОТЕК