В театре кукол Собака Пес говорит по-французски

0
1694

На сцене Новосибирского театра кукол собаки заговорили с французским акцентом. 

В АФИШЕ Новосибирского областного театра кукол новое название — спектакль «Собака Пес», премьера которого состоялась 10 октября. Знаменитую повесть французского писателя Даниэля Пеннака о том, как маленький бездомный щенок искал себе дом и друзей, интерпретировал на «кукольных» подмостках Ролан Боннин. Это первая работа французского режиссера на большой сцене театра и, пожалуй, одно из самых ярких сочинений текущего репертуара. Остаться равнодушным не получится.

Даниэль Пеннак — звезда современной французской литературы, начавший свою писательскую карьеру в начале 1980-х и не завершивший ее, по официальным данным, до сих пор. Он преподавал мировую литературу, работал с детьми, имеющими задержки в развитии, учил взрослых учить детей любить книги, входил в теневой кабинет во время президентских выборов и всегда удивлял широтой своих жанровых интересов, сочиняя то трогательные фантастические повести на тему «мы в ответе за тех, кого приручили», то философско-педагогические эссе, то монументальный кодекс читателя, то «черные» детективы с узнаваемыми типажами из предместья, то поваренную книгу писательской кухни, то самую взаправдашнюю политическую сатиру. «Собака Пес» — второе произведение Пеннака и успешный дебют на мировой арене: переводы на 26 языков, литературные премии и почетный статус настольной книги младшешкольников в нескольких поколениях. Повесть уверенно чувствует себя в топе лучших  художественных книг, написанных про собак, ловко обходит конкурентов счастливым финалом и от лица бездомной дворняги проращивает такой рокамболь в человеческой душе, что, утерев глаза от слез, вдруг понимаешь, что мир сделался капельку лучше и добрее.

Российские читатели «Собаку Пса» осваивают давно и достаточно усердно, явно превосходя количеством обращений представителей театрального дела. В истории Новосибирского театра кукол, к примеру, драматические приключения четвероногого подростка появились впервые и, что прекрасно, с «лица необщим выраженьем». Режиссерский почерк, подход к материалу, да и нетривиальный выбор названия позволяют спектаклю стоять особняком среди бодро-наставительных сюжетов анималистического репертуара. В водовороте привычных нашему театру вечно счастливых зверушек и людей «Собака Пес» действительно предстает существом иного порядка. Его герои не ищут друзей на народной стройке, не интересуются тем, кто сказал «мяу», не запутываются в миллионе по-щучьему-велению-исполняющихся желаний, а в буквальном смысле этого слова борются за жизнь. Может быть, маленькую, никому кроме них не нужную и потому никчемную, но свою. Без заигрываний и сюсюканья Даниэль Пеннак, а вслед за ним и Ролан Боннин поднимают тему социальной ответственности перед «братьями нашими меньшими». Жестокое обращение с животными, человеческие агрессия и равнодушие — вот три постыдных кита, на которых, оказывается, преспокойно держится наш мир, — и весьма неохотно соглашается на смену слагаемых.

История собаки Пса — из разряда «что такое не везет и как с этим бороться». В отличие от тех, кто родился с серебряной ложечкой во рту, главному герою этой несказочной сказки даже деревянного половника не досталось. Выброшенный на мусорную свалку за уродство, он буквально при рождении лишается права на жизнь. Да ещё и с такой циничной легкостью, какую в подлунном мире может себе позволить только человек. Обретает и тут же теряет наставника, который мог бы его избавить от ошибок и бед. Верит тому, кому не нужно было доверять даже при самом плохом раскладе. Неоднократно терпит предательство, собирает тычки и затрещины. Проходит все круги бездомного ада. Обманывается. Учится отвечать зубом за зуб, а глазом за глаз. И с такой отчаянной тоской внутри пытается вырвать у судьбы-злодейки кусочек своего собачьего счастья, что в зале становится сыро от хлюпающих носов. И это не тот случай, когда «детишки плачут, а родители платят». «Собака Пёс»  доносит типичную и правдивую историю с самой непарадной стороны. Попадает в болевые точки точно, почти хирургически, не живописного сюжета ради, а без сомнений пользы для — «вылечить больного», донести, как оно там бывает с другой «хвостатой» стороны.

Впрочем, печальна картина только в смысле растревоженных душ и покарябанных нелицеприятной правдой зрительских сердец. Художественный мир спектакля «Собака Пес» трогателен и прекрасен. Сюжет разворачивается в чудной французской провинции с ее увитыми плющом стенами, узкими улочками и разливающимся соловьем аккордеоном. Страна любви во всей своей киношно-ностальгической прелести, уютная, как старые разношенные тапочки, явленная с бесконечной любовью к деталям и густо распыленной атмосферой. Плетеный коврик под ногами, нежные занавесочки на окнах, диван с полосатым нутром и крохотные бокальчики, должно быть, позвякивающие на стойке бара. Мчит по шоссе пузатое авто. Мелькают, мельтешат бегущие в такт кроны деревьев. Манят путников абризы и огни далекого города.  Из миллиона маленьких нюансов и сценографических деталей складывается подробная вселенная спектакля, ловко воспроизводящая реальную жизнь. Интерьеры, пейзажи, квартиры, приюты, свалки, подворотни, улицы, а в центре — множество лиц — людских и собачьих. Не мультяшных, но созданных в русле натуралистического стиля. Художник-постановщик Анна Бердникова, не жалея фантазии, выводит типажи и породы. Лохматые псины, несчастные кабысдохи, навязчивые шавки, породистые собакены, нескладные кутята вертятся под ногами хозяев, потенциальных владельцев и несостоявшихся спутников жизни, остро ощущая необходимость или наоборот нежелательность своего присутствия.

В союзе человека и собаки нет совершенных линий, их взаимоотношения — работа, трудная и не всегда обреченная на успех. Об этом герои спектакля твердят на все лады. И непременно добавляют: но надо пытаться. Что, собственно, и делают актеры Новосибирского театра кукол, мастерски выдерживая нагрузку «живого плана». На протяжении всего действия они работают на сцене рядом со своими подопечными, и отказ от ширмы и маскирующих приемов становится метафорой той смелости, с которой они берутся за неудобную болезненную тему. Разумеется, юной публике приятнее пережить битву со старухой Шапокляк, чем увидеть собственными глазами вопиющую несправедливость человеческих поступков. И наверняка в зале найдутся недовольные. Но c’est la vie. Беленьким этот мир всякий полюбит. О том, как создавался спектакль и для чего было нужен был этот откровенный разговор, рассказывает исполнитель роли собаки Пса, артист-кукловод Максим Бобоедов.

— Максим, вы впервые работаете на русской сцене с французским режиссером. Какие впечатления? Увидели в иноземном подходе какие-то отличия?

— Это большущий новый опыт. Я очень рад тому, что мне представилась возможность поучаствовать в таком спектакле, и что режиссер не наш, а европейский. Не скажу, что его подход кардинально отличается, но мне понравилось работать с Роланом. У него есть такая особенность — давать свободу и много простора артистам.

— Свободу в плане импровизации?

— Да, мы много импровизировали в своих решениях. Работали этюдным методом, сочиняли, придумывали. Брали отдельные сцены, характер персонажа и разрабатывали.

Допустим, ставили сцену на свалке. Мой щенок там совсем маленький, неуклюжий, но в то же время очень милый. Он восторженно, с широко открытыми глазами и огромным интересом смотрит на мир. Отталкиваясь от этой реакции маленького существа на большую вселенную, мы и начинали фантазировать. И так было с каждой сценой: вот щенок сталкивается с трудностями, вот встречается со злыми людьми, вот находит доброго человека. И с каждого он берет пример, получает опыт общения, обучается, становится в определенном смысле совершение и, наконец, взрослеет.

— Какой он, ваш герой?

— Его зовут Пес. Назвала его так девочка, которая увидела в этой собаке что-то такое родное, что откликнулось в ее в душе. Сразу и не скажешь, какой он. Его характер меняется и формируется на протяжении всего спектакля. Конечно, он появляется на свет глупым маленьким щенком. Делает первые в своей жизни шаги на свалке. Потом идет в город — к людям и своей мечте. Он растет, набирается ума, обрастает новыми чертами характера. Учится подстраиваться под людей и в то же время постигает важную собачью науку — как подстраивать людей под себя: ведь только путем совместной пристройки можно достичь идиллии в отношениях.

— Ваш герой живет во французской Ницце. У него проявляются какие-то особые, чисто французские черты?

— Мне кажется, собаки везде одинаковые, что в России, что во Франции. Гораздо интереснее то, что они очень похожи на людей. Или, как точно подметила наша актриса Ольга Вихорева во время репетиций: «Собаки и люди — это практически одно и то же». В жизни, наверное, это не так, но в спектакле – абсолютная истина. Наблюдая за нашими персонажами-собаками, внимательный зритель обязательно увидит что-то ему знакомое и поймет, что характеры этих животных очень схожи с характерами людей.

— Как бы вы сформулировали магистральную тему спектакля?

— «Собака Пес» — это спектакль о взаимоотношениях между людьми и собаками. В финальной песне наши собаки поют: «Мы знаем, вы счастья хотите, но мы его тоже хотим, и если вы нас защитите, то мы вас всегда защитим!» И это очень актуальная тема, потому что я как человек, который регулярно сидит в интернете, очень часто вижу посты, где люди помогают бездомным животным или спасают братьев наших меньших, пострадавших от рук живодеров. Говорить с детьми о том, что обижать животных недопустимо, нужно с самого раннего возраста. Может быть, тогда и в настоящей жизни конфликт исчерпает себя, как в нашем спектакле. В финале все будет хорошо. И все злые люди станут добрыми.

— Вы считаете, собака может перевоспитать человека?

— Да. Абсолютно.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.