Фабрика нарративного театра выпускает финальную партию пьес

0
1857

Новосибирский «Старый дом» запускает финальный этап международного проекта «Дисциплина». 30 и 31 января фабрика нарративного театра, почти год корпевшая над созданием захватывающего драматургического продукта, представит заключительную партию пьес от русскоязычных авторов из России, Германии, Беларуси и Азербайджана. А первого февраля кураторы проекта назовут текст-победитель, который ляжет в основу спектакля Юлии Ауг и будет впервые показан на сцене театра «Старый дом» весной.

Читка пьесы «От отбоя до подъема» новосибирского драматурга Алексея Понедельченко.

Фабрика нарративного театра «Дисциплина» стартовала год назад: 21 января «Старый дом» объявил конкурс авторов для своего нового проекта. Победителям предстояло писать пьесы под руководством наставника и по стандартам популярных западных сериалов. По замыслу кураторов, — драматурга Александра Молчанова, режиссера Андрея Прикотенко, критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова, — лучшие тексты должны попасть на сцену «Старого дома», а в перспективе и на другие театральные площадки страны.

Главная задача, которую ставила перед собой команда «Дисциплины», — создавать спектакли для зрителей, которых российский театр до сих пор игнорировал. Это молодые образованные люди со взыскательным вкусом, открытые современному миру, но безразличные к авангардным поискам режиссеров и художников. Их любимый контент — западные драматические сериалы: «Чернобыль», «Фарго», «Лучше звоните Солу». Чтобы до них достучаться, справедливо решили кураторы, нужна захватывающая история с яркими героями, причем она должна разворачиваться в знакомой зрителю обстановке и рассказываться на предельно понятном, не требующим экскурса в историю искусства языке. Современных пьес на русском языке, отвечающих такой задаче, очень мало, поэтому первым этапом «Дисциплины» стала продолжительная работа с драматургами.

Читка пьесы «Наизнанку» владикавказского драматурга Карины Бесолти

«Для пространства российского театра практика по созданию текстов под кураторством тьютора — это новый формат работы, — поясняет возникновение замысла новосибирский театральный критик и продюсер к Оксана Ефременко. — У нас в стране более распространены драматургические конкурсы, в рамках которых обратной связью для автора является попадание в шорт-лист, читка и последующее обсуждение пьесы. Проект «Дисциплина» идет обратным путем. Мы собираем людей, которые хотят писать пьесы. Профессионалы или новички — значения не имеет. Именно выбранные нами десять человек попытаются вернуть в тексты классическое понятие конфликта и нарратива, попробуют найти героя, который может быть интересен зрителям сегодня, выписать цельный характер, современный типаж, который станет основой пьесы. Мы бросаем себе вызов и задаем вопрос: может ли сегодня реалистический театр бороться за интерес зрительской аудитории наравне с сериалами Netflix и HBO? Возможно ли сделать подобный продукт для театральной сцены? Еще один важный момент заключается в том, что набранная для участия в проекте «Дисциплина» группа авторов, будет работать для конкретного театра и ориентироваться во многом на актерские возможности «Старого дома». Это тоже новое для нашего театра направление. Мы всегда параллельно разрабатываем несколько ниш для реализации идей, пробуем недавно появившиеся формы и жанры. В репертуаре «Старого дома» уже есть спектакли site-specific, документальные работы, реновации классических текстов, физический театр, постдраматические практики. Теперь мы хотим создать раздел, связанный с современной нарративной драматургией – умной, популярной, захватывающей и талантливой. Очень хочется, чтобы в результате работы проекта появились пьесы, которые не только пройдут стадию читок, но и войдут в состав основного репертуара нашего театра»

Обсуждение читки пьесы «Гоша» новосибирского драматурга Петра Маняхина

Во время отборочного этапа кураторы рассмотрели 423 заявки из 40 городов 12 стран мира и выбрали 11 драматургов — как опытных, так и начинающих. Авторы все лето занимались драматургией с Александром Молчановым и к осени закончили свои тексты. Следующим шагом «Дисциплины» стали публичные читки. Первые четыре текста, созданные в рамках проекта авторами из Новосибирска, Москвы и Владикавказа, прозвучали в пространстве театра «Старый дом» в декабре. «Когда я отправлял заявку в “Дисциплину”, я, честно говоря, не верил, что меня туда возьмут. Я ведь никогда раньше не писал пьес. И уж тем более я не мог себе представить и десятой части событий, к которым все это приведет! —  рассказывает участник фабрики нарративного театра, новосибирский прозаик и драматург Алексей Понедельченко. — Когда ты в зрительном зале смотришь и слушаешь свое произведение, то внутри, в твоем сознании происходит что-то невероятное. Это не просто быть зрителем и проживать спектакль вместе с актерами. Когда ты автор — это эмоции в третьей степени, в кубе. Я от всего сердца желаю пережить это каждому пишущему человеку».

В январе зрителей ждет еще семь текстов, написанные драматургами из Берлина, Минска, Баку, Ярославля, Казани и Москвы, а также традиционные сопутствующие события — презентация книги и лекции.

30 января

12:00 — «НЕ УЙДЕМ!» (пьеса Булата Минкина, Казань)

Никита мечтает о карьере в IT, но живет в деревне с отцом, который не хочет отпускать единственного сына в город. Переехать без отцовской помощи Никита не может. Но теперь у него появился шанс: богатая компания хочет построить на месте деревни научный городок и предлагает домовладельцам щедрые компенсации. Дело за малым: убедить отца продать дом и землю.

15:00 — «МАРГО» (пьеса Надежды Фроловой, Берлин)

Молодая искусствоведка живет на копеечную музейную зарплату, но мечтает о солидном международном проекте. Стэнфордский университет готов профинансировать половину, остальные деньги Марго должна найти сама. Девушка начинает охоту на богатых мужчин.

18:00 — «КАТАПУЛЬТА» (пьеса Дмитрия Богославского, Минск)

У сорокалетнего Вадика — ни работы, ни денег, жена его выгнала, а сына-подростка запретил видеть суд. Попытки наладить жизнь не дают ничего, кроме новых неприятностей. Тем временем, у сына скоро выпускной, и Вадик решает во что бы то ни стало раздобыть ему приличный костюм — иначе он совсем перестанет себя уважать.

20:00 — «АННА ПОЁТ» (пьеса Натальи Ключарёвой, Ярославль)

Молодого поэта по имени Петр нисколько не занимала история сталинских репрессий. Даже больше, его раздражали любые разговоры о тоталитарном прошлом. И все же, сам того не желая, он делает важное открытие, которое заставит всполошиться местное отделение «Мемориала», а самого Петра вытащит из творческого кризиса.

31 января

15:00 — «ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (пьеса Марии Михелевой, Москва)

Однажды вечером судья Ольга Рогозина собралась было пойти домой, — как всегда, последней, — но зал судебных заседаний оказался заперт. К своему ужасу, женщина понимает, что она не одна: в комнате вместе с ней — трое смутно знакомых людей. Когда-то она отправила их за решетку, а теперь сама станет подсудимой.

18:00 — «ПОСЛЕ БАЛИ» (пьеса Исмаила Имана, Баку)

Молодой и перспективный азербайджанский дипломат готовится к свадьбе. Брак по любви, но невеста, в отличие от жениха — из богатой семьи. Камерная, частная история вскрывает поколенческие и классовые конфликты, разделяющие современный Баку.

20:00 — «23 МИНУС И 45 ПЛЮС» (пьеса Ирины Козловской, Москва)

Катя училась на мультипликатора в Москве, пока несчастный случай в семье не заставил ее вернуться в родной город и пойти на скучную работу рекрутера. Но и там она находит себе что-то вроде призвания: трудоустраивать людей старше сорока пяти, вопреки установкам начальства и предрассудкам работодателей.

Дополнительная программа:

28 января 16:00

Кафе театра «Старый дом»

ЛЕКЦИЯ ПАВЛА РУДНЕВА «Герой и событие в современной драме»

В театре всю его жизнь постоянно искали героя нашего времени, а героическое усилие предполагало события, в которых изменяется пространство и время. В разные годы герой был разный и он производил события разных масштабов и видов. Лектор пытается разобраться в том, что сейчас происходит с этими категориями: на современной театральной сцене, в теории и практике драматургического письма.

29 января 18:30

Кафе театра «Старый дом»

ЛЕКЦИЯ ОЛЬГИ ТАРАКАНОВОЙ «Женщины-загадки. Как гендерные исследования меняют театр»

Куратор, художница и автор телеграм-канала «пост/постдрама» Ольга Тараканова, в соавторстве с Дашей Юрийчук, выпустила в начале 2020 года зин «Гендерные исследования в театре. Методические рекомендации». На лекции для проекта «Дисциплины» она расскажет о том, как применять главные инструменты гендерных исследований к анализу спектаклей. Как написать или разглядеть женщину, которая будет больше, чем мать или жена? Как оценить роль, основанную на стереотипах, но ставшую знаковой в карьере актрисы? Как сделать, чтобы находчивый, но маскулинный текст прозвучал не токсично, а критически? Также Ольга раздаст несколько экземпляров зина, который в печатном виде не продается в магазинах, и получить его можно только из рук в руки.

29 января 21:30

Лофт-парк «Подземка», зал «Правда»

«ЗЛОЙ МАЛЬЧИК»: ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ И ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ВАЛЕРИЕМ ПЕЧЕЙКИНЫМ

Валерий Печейкин — российский драматург, сценарист, журналист педагог, а также куратор программы «Гоголь+» (беседы с актерами, драматургами и режиссерами – авторами спектаклей и просто с теми, без кого сегодня трудно представить культурную жизнь Москвы) в «Гоголь-центре». В дебютной книге «Злой мальчик» автор собрал ироничные эссе и рассказы, в которых, по уверению Кирилла Серебренникова, как у Чехова (название книги не случайно!), люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

Фото Виктора ДМИТРИЕВА.

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.