Пятый Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три», не дошедший до зрителей в марте этого года, возвращается с новой программой, дирекцией, экспертами и жюри. Пятый по счету смотр-конкурс сценических работ малого формата пройдет с 26 ноября по 4 декабря и представит в афише десять спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Новосибирска.
Фестиваль «Один. Два. Три» родился в 2012 году как публичный межрегиональный проект Новосибирского театрального института, ориентированный на студентов и профессиональных артистов. Затем форум камерных спектаклей сменил оператора, перейдя в ведомство «Первого театра». Новый оргкомитет модифицировал правила игры, отказавшись от студенческого контента, и решил позиционировать фестиваль не только как способ коммуникации между художником и зрителем, но и как повод для содержательного разговора. Апгрейд позволил «Один. Два. Три» серьезно набрать в масштабе и географии, не утратив тенденцию роста даже на фоне пандемии. Если зимой 2020-го на конкурс было прислано 170 заявок из 54 городов, то к пятому фестивальному витку оргкомитет подошел с 222 соискателями, из которых до финала должны были добраться 12 спектаклей. Однако нынешней весной показы были отменены, а сам фестиваль перенесен на конец года.
Актуальная страница фестиваля «Один. Два. Три» началась этой осенью. Организаторами форума после переноса на другие даты стали «Первый театр» и Министерство культуры Новосибирской области. Фестиваль пройдет в рамках национального проекта «Культура». Новый экспертный совет, составленный, как подчеркивают устроители, из специалистов в области театра, отобрал в программу обновленного смотра-конкурса 10 спектаклей разных форматов из четырех городов России.
«Камерный спектакль акцентирует внимание зрителя на актёрской игре за счёт малых форм и небольшого количества актёров. Практически в каждом городе есть свои камерные театры, о которых знают далеко не все. Цель нашего фестиваля – как раз познакомить с камерным театральным искусством Новосибирска и других городов-участников, — формулирует концепцию Пятого Всероссийского фестиваля «Один. Два. Три» директор смотра-конкурса Михаил Дробышев. — В программу вошли преимущественно местные театры, поэтому у зрителей будет возможность изучить репертуар камерных спектаклей Новосибирска. Также большая часть спектаклей направлена на подростковую аудиторию».
Дирекция фестиваля обещает, что «новосибирцы увидят спектакли разных форматов: от традиционного классического театра до моноспектакля». В афише есть авторские проекты, в которых известные актеры пробуют себя в драматургии и режиссуре, и истории, где популярное литературное произведение вместе с исполнителем подчинены воле профессионального постановщика, спектакли, посвященные особенностям подросткового возраста, и работы, позволяющие взрослым посмотреть на себя сквозь призму далекого прошлого, доросшие до широкого обобщения сюжеты и личные откровения, нравственные уроки и чистосердечные признания, путешествия вглубь самого себя и обратные попытки выбраться наружу. Билеты на большинство названий можно приобрести по программе «Пушкинская карта». Спектакли пройдут на площадках «Первого театра», «Красного факела», «Глобуса», Лаборатории современного искусства, Новосибирского драматического театра и Сибирского камерного театра «13 трамвай». Поскольку фестиваль построен как смотр-конкурс, вместе с обычными зрителями работы участников будет отсматривать профессиональное жюри. В состав судейской коллегии «Один. Два. Три» вошли проректор Новосибирского государственного театрального института Яна Глембоцкая, заведующая театральным музеем Новосибирского отделения Союза театральных деятелей Галина Журавлева и журналист Нина Пашкова.
Афиша V Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три»
26 ноября в 15:00 (Театр «13 трамвай», ул. Д. Ковальчук 179/2)
Теперь ТЫ, Театр «13 трамвай»/ 12+, Новосибирск
Спектакль по пьесе шведского автора Андерса Дууса поставил режиссер Илья Боров. Двух старшеклассников выгнали с урока. Один – «гроза школы», крутой парень – заявил, что он лучше бога. Другая – интеллектуалка, продвинутая девчонка – ушла сама, не получив ответа на вопрос «Зачем нужен Бог?». Оказавшись вместе в коридоре, абсолютно разные подростки пытаются найти ответы на вечные и странные вопросы о мире, о боге, о себе и об одиночестве.
26 ноября в 19:00/ 27 ноября в 19:00 (Дом актёра, ул. Серебренниковская, 35)
Жирная Люба, Театральный «Проект 27»/ 12+, Санкт-Петербург
Спектакль по мотивам повести режиссёра Олега Липовецкого «Жизнь номер один». Есть темы, которые неизменно возникают на пути растущего человека. Почти каждый может вспомнить момент, когда впервые понял, что родители умрут. Каждому сложно вернуться в тот момент, когда ты совсем не понимаешь, что с тобой — в момент первой влюбленности. У каждого есть то, в чём стыдно признаваться. Именно эта сложность и подталкивает нас к такому эксперименту личного признания.
27 ноября в 15:00 и 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)
Похороните меня за плинтусом/18+, Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Спектакль по мотивам романа Павла Санаева в режиссуре Романа Бокланова. Это история о детстве Саши Савельева, который живет с бабушкой и дедушкой в доме, полном тиранической любви и деспотизма. Моноспектакль о том, что можно иметь семью, но при этом быть одиноким. Главные герои – близкие родственники, воюющие друг с другом за право на любовь. Однако настоящую любовь не обрести таким путем. Есть проигравшая и победившая сторона. Любая победа является ложной, потому что победитель имеет свои потери.
27 ноября в 19:00 (Театр «Глобус», ул. Каменская, 1)
Вишнёвые мартинсы, Театр «Глобус»/18+, Новосибирск
Спектакль по пьесе Дэвида Гау, режиссёры — Никита Сарычев и Руслан Вяткин. Они должны были когда-нибудь встретиться. Скинхед, совершивший непоправимое, и адвокат-либерал. Эти двое вступят в идеологическую схватку. И для каждого встреча станет поворотной в судьбе. Кажется, перед нами старое голливудское кино, где добро обязательно побеждает зло. Но не спешите делать выводы. Авторский проект артистов Руслана Вяткина и Никиты Сарычева преподнесет немало сюрпризов.
28 ноября в 19:00 и 29 ноября в 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)
Лис Рeace/ 12+, Театральный «Проект 27»/ 12+, Санкт-Петербург
Спектакль режиссера Юлии Каландаришвили по пьесе Клавы Ильиной. Их было двое, но не двое. Они были одним. Без одного не могло быть другого и наоборот. И что бы ни случилось, они останутся единым целым. И лис, и мальчик нашли друг друга чтобы спасти. Мальчик, потерявший маму, спас лисёнка, семья которого только что погибла. Лисёнок, который нуждался в заботе, сохранил в мальчике способность любить. Несколько лет они жили вместе, узнавали друг друга и защищали от реального мира. Они не были хозяином и питомцем, они были друзьями.
1 декабря в 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)
Фраг/18+, Театр «Старый дом», Новосибирск
Спектакль, в котором известный новосибирский актер Анатолий Григорьев выступает также режиссером и драматургом. Вьетнамская война, разлетающиеся бомбы, распадающаяся на мелкие осколки американская культура 60-х, бесконечно дробящиеся музыкальные стили и расщепляющие психоделики, множество субличностей центрального героя, в образе которого нетрудно угадать черты нового Билли Милигана.
2 декабря в 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)
Музыка ветра/16+, Моноспектакль, Омск
Спектакль по повести Татьяны Томах, режиссёрка — Полина Кардымон. Спектакль «Музыка ветра» затрагивает самые острые подростковые проблемы, которые часто не осознаются самими подростками, что уж говорить о взрослых. Как на нас повлиял развод родителей? Сохранили ли мы музыку, освещавшую наше детство? Верим ли мы и верны ли мы однажды явленному образу? На что готовы ради первой любви? Это „мы“ в спектакле воплощено одним человеком — Никой Мурашовой, ранимой девочкой, находящей в себе силы искать ответы.
3 декабря в 14:00 (КаФе «Красный факел», ул. Ленина, 19)
Чайка по имени Джонатан Ливингстон/16+, Актёрское товарищество «Понедельник», Новосибирск
Знаменитая повесть писателя Ричарда Баха, переведенная на 33 языка, будоражила молодые умы ушедшего века, но актуальна и сейчас. Ведь каждому рано или поздно предстоят поиски своего места в жизни, необходимость принятия решений, а, возможно, и осознание собственной уникальности. Среди тысяч чаек, которые заняты лишь борьбой за еду и власть, Джонатан кажется безумцем: его не интересуют ни пища, ни почёт. Больше всего на свете он любит летать. Любовь ведет Джона по тернистому пути, на котором он взлетает и падает, изучает себя и обучает других.
3 декабря в 15:00 и 18:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)
Аляска/12+, Театр «Снарк», г. Москва
Спектакль по книге Анны Вольтц в постановке Анны Морозовой. Семья Паркер отдает ее любимую собаку другим хозяевам из-за аллергии. Вскоре, Паркер узнает, что собака досталась ее врагу Свену, который выставил ее на посмешище в новой школе. Обидевшись, Паркер решает украсть Аляску. Но Свен болен эпилепсией, и собака ему необходима, Аляска проходит обучение и становится собакой-поводырем. Спектакль – сторителлинг об общении в подростковой среде и эмпатии, о том, что все мы друг для друга «инопланетяне» и в этом похожи, и о том, каково это – быть другим.
4 декабря в 15:00 (Лаборатория современного искусства, ул. Ленина, 15)
Ей/18+, Лаборатория совершенного искусства, Новосибирск
Спектакль-сторителлинг по пьесе актрисы Натальи Пьяновой, режиссёр — Ксения Войт. Спектакль «ЕЙ» — это повод для неудобного и важного разговора. Сказочная, но откровенная история о ребенке, который столкнулся с насилием. Тебе нужно это увидеть, если: ты, как и я, был ребенком; ты, как и я, любишь сказки; у тебя тоже есть воспоминания из детства, о которых ты не решаешься поговорить вслух; ты, как и я, собираешься стать взрослым.
Закрытие фестиваля и награждение победителей пройдет 4 декабря на сцене «Первого театра». В этот же вечер хозяева площадки представят вне конкурса спектакль-медитацию «Плотник» (16+). Разобрать шкаф или собрать себя по кусочкам? От энтропии к созиданию, простые действия с быстрым и видимым результатом. Построить дом, посадить дерево — стереотипно мужские задачи. Мы точно знаем, что Иисус и Иосиф были плотниками. Но в спектакле «Первого театра», поставленном режиссерами Ангелиной Миграновой и Родионом Собировым, дом строят женщины. Посмотреть постановку о тяжелом физическом труде — почти медитация, которая прочищает мозг и освобождает душу.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото из архива фестиваля «Один. Два. Три».