Филипп Нодель: Хрупкое барокко находит в Новосибирске отклик

0
2607

О музыке эпохи барокко, о гобое и новосибирском зрителе рассуждает основатель первого российского оркестра исторических инструментов, участник ансамбля «Дух ветра»

КОНЦЕРТ музыки эпохи барокко Mi palpita il cor «Мое трепещет сердце» в исполнении трех блестящих музыкантов с международной известностью состоялся в середине марта не в Италии или Германии, а в Малом зале Новосибирской консерватории в рамках Сибирского духового форума.

Концерт раритетов барокко для сопрано, гобоя и клавесина находился в «свободном доступе». Единственное условие его посещения — надо знать, где находится консерватория, и не постесняться зайти через центральный вход. И тогда открывается редкая для Новосибирска возможность услышать барочный гобой — владеющих им музыкантов нет в нашем городе. Появляется шанс стать свидетелем российской премьеры музыки XVIII столетия (кантата композитора неаполитанского двора Франческо Манчини «Как сладка эта страсть» впервые исполнена в России), да и просто насладиться великолепным ансамблем замечательных исполнителей, специалистов барокко.

Участником трио наряду с новосибирскими музыкантами лауреатами международных конкурсов Яной Мамоновой (сопрано) и Анной Недоспасовой (клавесин) стал один из приглашенных экспертов форума — доцент Московской консерватории, основатель первого российского оркестра исторических инструментов Pratum integrum, участник ансамбля «Дух ветра» Филипп Нодель. Для него гобой, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый сложный среди деревянных духовых, совершенно удивительный инструмент, выделяющийся среди своих собратьев особой выразительностью и проникновенностью звука.

— В этом небольшом концерте участвовали даже два гобоя. Ваш барочный гобой выбрал музыку той эпохи, или, наоборот, произведения барокко заставили взяться за такой инструмент?

— Не могу уже так далеко отмотать. Я запал на тембр в первую очередь. У меня появился диск, я слушал с упоением необычное звучание и не знал, что это такое. Потом уже почитал буклет внимательно — поселилось в голове, захотелось попробовать. Прошли годы, появлялись новые инструменты, потом был организован оркестр, ансамбль, появились ученики. Главное — чем-то увлеченно заниматься, и все подтянется.

Хочу сказать, что мощное идет движение интереса к духовым инструментам по всей России, оно и снизу, и сверху идет. Фестивали, конкурсы, форумы... Сейчас в июне и конкурс имени Чайковского будет уже с духовыми... Настал момент, когда очень нужно этот интерес культивировать, потому что существует большой недостаток хороших исполнителей, и нужно срочно его восполнять. Предыдущее поколение потихоньку уходит из нашего дела, и это насущная проблема.

— То есть проект «Сибирский духовой форум», Международная научно-практическая конференция — с мастер-классами и открытыми уроками — все это как раз в этом русле находится?

— Да, абсолютно в этом ключе. Мы наметили конкретный день, вместивший мастер-класс, творческую встречу «Гобой: прошлое, настоящее и будущее» и концерт. Разгар сезона, много чего происходит, но я нашел два-три дня, чтобы сюда вырваться.

— Вы давно знакомы с музыкантами Новосибирска, благодаря вам здесь зазвучал барочный гобой в 2001 году на Рождественском фестивале, а потом была еще и реконструкция утерянного грандиозного опуса И. -С. Баха «Страсти по Марку» с вашим участием.

— Да, много друзей работает в филармонии и в театре, а с консерваторией совместный проект «Страсти по Марку» я репетировал здесь, и с местными музыкантами мы с удовольствием музицировали. Это уже что касается старинной музыки. Здесь тоже много всего происходит, и я рад, что наше мероприятие совпало с общим интересом к старинной музыке.

— Концерт потрясающий, очень качественное исполнение редко звучащей красивейшей музыки.

— Я сказал на концерте: не часто бывает, что куда-то приедешь, а поскольку там живут твои коллеги, то можно порепетировать чуть-чуть — и сразу выходит что-то интересное.

— То есть программу делали практически с колес?

— С одной репетицией. Думаю, так оно и было в те времена. Ведь люди погружены в материал — и Аня Недоспасова, такой сильный исполнитель, и Яна. Просто на одном дыхании все делалось, просто одно удовольствие.

— И Гендель, и Бах, и вся музыка барочной эпохи очень резонирует с нашим временем, просто удивительно…

— Да-да, и со временем, и с местом. Зал приятный и по акустике подходит. Хорошо, что в НГК есть такой малый зал. В области старинной музыки в Москве, например, сейчас просто бум. В этом сезоне с открытием зала «Зарядье» музыка барокко там занимает половину всех концертов. И в течение месяца приезжают несколько классных качественных исполнителей знаменитых. И филармония конкурирует, своих исполнителей привозит. Оперы Генделя идут чуть ли не во всех театрах. Мы уже играли и еще будем повторять в июне в театре Станиславского и Немировича-Данченко даже не оперу, а ораторию «Триумф Времени и Бесчувствия», поставленную в театральной версии.

— В Большом театре идет «Альцина» Генделя, в Геликон-опере — «Орландо»…

— Да, это стало актуальным, и местными силами делается, и приглашенными артистами. Я с удовольствием тоже принимаю участие. Мы играем все концерты Баха, например, регулярно, по две кантаты в месяц в соборе Петра и Павла. С одним ансамблем, другим… Не знаю, как это здесь, но могу сказать, что играл на баховских фестивалях в Екатеринбурге, Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, скоро будет открытие в Калининграде. Это все фестивали Баха в России. Надеюсь, и здесь еще чем-то удивим. Мне «Страсти по Марку» грели душу все это время. Сейчас, наконец, делаем это в Москве.

— Все же мы оказались первыми, кто это услышал в России.

— Да, конечно. Премьера была в Новосибирске и Барнауле. В Москву лет десять мечтали привезти, а получилось только сейчас, но всему свое время. Потом едем в Минск. Я очень рад, что новое поколение музыкантов втягивается во все это, не все уезжают за границу. Огромное сообщество хороших очень музыкантов сейчас у нас.

— Вы говорили, что есть уже и новосибирцы, начинающие играть на барочном гобое, но они, правда, уже в Москве.

— Ну, не только гобоисты... Много кто приезжает к нам учиться на факультет исторического и современного исполнительского искусства. Из Новосибирска там несколько человек, знаю. В моем ансамбле «Московиты» концертмейстер — девочка, которая лицей ваш окончила. У вас струнная школа замечательная. Когда люди в совершенстве владеют современным инструментом, им гораздо проще и другой, барочный или эпохи классицизма освоить. А у вас как раз играют в основном классные исполнители на современных инструментах. А если захотят переключиться, нужно просто взять старинный инструмент и музицировать.

— Сюда не планируется приезд ваших коллективов?

— Мы с Маргаритой Аунс, куратором Сибирского форума, на полях это обрисовывали — чтобы я привез еще и других инструменталистов: раннюю валторну, барочный фагот… Рано или поздно это получится. В сентябре с такой миссией едем в Красноярск — сыграем, дадим мастер-классы, так что мы с удовольствием и к ним приедем. А Новосибирск для меня город особый — и родственники, кстати, живут здесь: тетя, которая моложе меня, она на концерт приходила. Езжу сюда со студенчества, и всегда это душевное волнение и сердечный трепет, и дорогие лица в публике, и кайф от сотворчества. Хрупкое барокко очень, кстати, здесь находит отклик.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.