О музыке эпохи барокко, о гобое и новосибирском зрителе рассуждает основатель первого российского оркестра исторических инструментов, участник ансамбля «Дух ветра»
КОНЦЕРТ музыки эпохи барокко Mi palpita il cor «Мое трепещет сердце» в исполнении трех блестящих музыкантов с международной известностью состоялся в середине марта не в Италии или Германии, а в Малом зале Новосибирской консерватории в рамках Сибирского духового форума.
Концерт раритетов барокко для сопрано, гобоя и клавесина находился в «свободном доступе». Единственное условие его посещения — надо знать, где находится консерватория, и не постесняться зайти через центральный вход. И тогда открывается редкая для Новосибирска возможность услышать барочный гобой — владеющих им музыкантов нет в нашем городе. Появляется шанс стать свидетелем российской премьеры музыки XVIII столетия (кантата композитора неаполитанского двора Франческо Манчини «Как сладка эта страсть» впервые исполнена в России), да и просто насладиться великолепным ансамблем замечательных исполнителей, специалистов барокко.
Участником трио наряду с новосибирскими музыкантами лауреатами международных конкурсов Яной Мамоновой (сопрано) и Анной Недоспасовой (клавесин) стал один из приглашенных экспертов форума — доцент Московской консерватории, основатель первого российского оркестра исторических инструментов Pratum integrum, участник ансамбля «Дух ветра» Филипп Нодель. Для него гобой, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый сложный среди деревянных духовых, совершенно удивительный инструмент, выделяющийся среди своих собратьев особой выразительностью и проникновенностью звука.
— В этом небольшом концерте участвовали даже два гобоя. Ваш барочный гобой выбрал музыку той эпохи, или, наоборот, произведения барокко заставили взяться за такой инструмент?
— Не могу уже так далеко отмотать. Я запал на тембр в первую очередь. У меня появился диск, я слушал с упоением необычное звучание и не знал, что это такое. Потом уже почитал буклет внимательно — поселилось в голове, захотелось попробовать. Прошли годы, появлялись новые инструменты, потом был организован оркестр, ансамбль, появились ученики. Главное — чем-то увлеченно заниматься, и все подтянется.
Хочу сказать, что мощное идет движение интереса к духовым инструментам по всей России, оно и снизу, и сверху идет. Фестивали, конкурсы, форумы... Сейчас в июне и конкурс имени Чайковского будет уже с духовыми... Настал момент, когда очень нужно этот интерес культивировать, потому что существует большой недостаток хороших исполнителей, и нужно срочно его восполнять. Предыдущее поколение потихоньку уходит из нашего дела, и это насущная проблема.
— То есть проект «Сибирский духовой форум», Международная научно-практическая конференция — с мастер-классами и открытыми уроками — все это как раз в этом русле находится?
— Да, абсолютно в этом ключе. Мы наметили конкретный день, вместивший мастер-класс, творческую встречу «Гобой: прошлое, настоящее и будущее» и концерт. Разгар сезона, много чего происходит, но я нашел два-три дня, чтобы сюда вырваться.
— Вы давно знакомы с музыкантами Новосибирска, благодаря вам здесь зазвучал барочный гобой в 2001 году на Рождественском фестивале, а потом была еще и реконструкция утерянного грандиозного опуса И. -С. Баха «Страсти по Марку» с вашим участием.
— Да, много друзей работает в филармонии и в театре, а с консерваторией совместный проект «Страсти по Марку» я репетировал здесь, и с местными музыкантами мы с удовольствием музицировали. Это уже что касается старинной музыки. Здесь тоже много всего происходит, и я рад, что наше мероприятие совпало с общим интересом к старинной музыке.
— Концерт потрясающий, очень качественное исполнение редко звучащей красивейшей музыки.
— Я сказал на концерте: не часто бывает, что куда-то приедешь, а поскольку там живут твои коллеги, то можно порепетировать чуть-чуть — и сразу выходит что-то интересное.
— То есть программу делали практически с колес?
— С одной репетицией. Думаю, так оно и было в те времена. Ведь люди погружены в материал — и Аня Недоспасова, такой сильный исполнитель, и Яна. Просто на одном дыхании все делалось, просто одно удовольствие.
— И Гендель, и Бах, и вся музыка барочной эпохи очень резонирует с нашим временем, просто удивительно…
— Да-да, и со временем, и с местом. Зал приятный и по акустике подходит. Хорошо, что в НГК есть такой малый зал. В области старинной музыки в Москве, например, сейчас просто бум. В этом сезоне с открытием зала «Зарядье» музыка барокко там занимает половину всех концертов. И в течение месяца приезжают несколько классных качественных исполнителей знаменитых. И филармония конкурирует, своих исполнителей привозит. Оперы Генделя идут чуть ли не во всех театрах. Мы уже играли и еще будем повторять в июне в театре Станиславского и Немировича-Данченко даже не оперу, а ораторию «Триумф Времени и Бесчувствия», поставленную в театральной версии.
— В Большом театре идет «Альцина» Генделя, в Геликон-опере — «Орландо»…
— Да, это стало актуальным, и местными силами делается, и приглашенными артистами. Я с удовольствием тоже принимаю участие. Мы играем все концерты Баха, например, регулярно, по две кантаты в месяц в соборе Петра и Павла. С одним ансамблем, другим… Не знаю, как это здесь, но могу сказать, что играл на баховских фестивалях в Екатеринбурге, Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, скоро будет открытие в Калининграде. Это все фестивали Баха в России. Надеюсь, и здесь еще чем-то удивим. Мне «Страсти по Марку» грели душу все это время. Сейчас, наконец, делаем это в Москве.
— Все же мы оказались первыми, кто это услышал в России.
— Да, конечно. Премьера была в Новосибирске и Барнауле. В Москву лет десять мечтали привезти, а получилось только сейчас, но всему свое время. Потом едем в Минск. Я очень рад, что новое поколение музыкантов втягивается во все это, не все уезжают за границу. Огромное сообщество хороших очень музыкантов сейчас у нас.
— Вы говорили, что есть уже и новосибирцы, начинающие играть на барочном гобое, но они, правда, уже в Москве.
— Ну, не только гобоисты... Много кто приезжает к нам учиться на факультет исторического и современного исполнительского искусства. Из Новосибирска там несколько человек, знаю. В моем ансамбле «Московиты» концертмейстер — девочка, которая лицей ваш окончила. У вас струнная школа замечательная. Когда люди в совершенстве владеют современным инструментом, им гораздо проще и другой, барочный или эпохи классицизма освоить. А у вас как раз играют в основном классные исполнители на современных инструментах. А если захотят переключиться, нужно просто взять старинный инструмент и музицировать.
— Сюда не планируется приезд ваших коллективов?
— Мы с Маргаритой Аунс, куратором Сибирского форума, на полях это обрисовывали — чтобы я привез еще и других инструменталистов: раннюю валторну, барочный фагот… Рано или поздно это получится. В сентябре с такой миссией едем в Красноярск — сыграем, дадим мастер-классы, так что мы с удовольствием и к ним приедем. А Новосибирск для меня город особый — и родственники, кстати, живут здесь: тетя, которая моложе меня, она на концерт приходила. Езжу сюда со студенчества, и всегда это душевное волнение и сердечный трепет, и дорогие лица в публике, и кайф от сотворчества. Хрупкое барокко очень, кстати, здесь находит отклик.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»