Глеб Успенский и Северный полюс плюс

0
3104

Новосибирск посетил «Бармалей с гитарой», мрачный экспериментатор, рок-бард и экс-фронтмен культовой томской рок-группы «Будни лепрозория». 

ВНАЧАЛЕ о псевдонимах. Псой Короленко, к примеру, в миру Павел. А вот Глеб Успенский изначально был Глебом, а Успенским стал из почтения к хорошему русскому писателю второго-третьего эшелона приснопамятной российской словесности. Лескова и Гончарова условно уже перевели в литературный партер — к Гоголю и Тургеневу, а вот Успенский по сию пору на скамейке запасных.

Глеб Успенский, экс-фронтмен культовой томской рок-группы «Будни лепрозория», был намедни гостем Студии 312, которая располагается на третьем этаже ГПНТБ. Акустический концерт и стихи.

Микрофон время от времени хрипел, Глеб Успенский простудно похрипывал, но в целом и общем «сплав андеграунда и классического русского рока» доставил слушателям подлинное удовольствие. Бармалей с гитарой, мрачный экспериментатор, рок-бард — Глеб Успенский — обаятельный, без звездных заскоков и пиар-монологов. Провинциальный такой парень с очень красивым голосом плюс гитарный саунд — жесткий, напористый и с какими-то цыганско-мавританскими отголосками.

Что касается собственно стихов и текстов, то, конечно, музыка их спасает. А иной раз не спасает. Этакий текстовой минимализм на грани банальности и разговорной стертости повседневной речи, но эти тексты, как канатные плясуны, держат баланс над пропастью: Я думал о тебе/ Я о тебе не спал/собака о тебе — бежала о тебе/ И только самолет куда-то улетел/ или: Телевизор не смотрю/ Сам с собой не говорю/ Обломал рога часам/ Телефон заткнулся сам/.

А вот то, что неожиданно понравилось: Вышел месяц из Чугаса/Вынул нож/Я совсем на козопаса/ Не похож /. Возникло странное ощущение, что в этих сумеречных текстах кроме самого сумеречного автора присутствуют, вернее, время от времени появляются сумеречные женщины — Ларисы, Ирины, Нины и постоянно маячат коты и кошки:/ Кошка разогнала мою грусть понемногу/Каждый вечер сидим с кошкой у окна/ Я один и кошка одна/.

Тексты все или почти все о любви, точнее об ожидании любви: /Почему ты никогда не надеваешь красное платье/ кричу молча/Почему ты никогда не надеваешь красное платье/Надень его — и я его сразу сниму/.

По этапам творческой жизни Глеба Успенского можно написать толстенную монографию, а вкратце это выглядит так: 14 лет «Будней лепрозория», затем сольная карьера, включающая в себя инструментальный проект Light Gothic Orchestra и участие (совместно с Марией Сосновской, Артуром и Татьяной Печёнкиными) в концертах и студийных записях авант-фолкового коллектива «Собачий триндем № 2».

С 2016 года Глеб Успенский живет в Ханты-Мансийске и работает осветителем, звукорежиссером и композитором в местном театре кукол. Рокер стал музыкальным сказочником и, по его же собственным словам, ничуть об этом не жалеет. За последние два года — музыка и песенки к четырем спектаклям, а это — опять же по собственным словам доброго Бармалея — четыре полноценных альбома.

Доведись кому-либо из читателей «Новой Сибири» побывать в столице Югры, славном городе Ханты-Мансийске, не пропустите картинную галерею Фонда поколений, где в коллекции шедевры Малявина, Петрова-Водкина, Айвазовского и много кого еще. Загляните и в культурный лофт Михаила Шемякина, здание которого построено специально для легендарного русского художника. Помимо своих работ Михаил Шемякин представляет там самые смелые и радикальные тренды актуального искусства. Ну и не пожалейте времени и сходите в ХМКТ — театрик, где работает и поныне легендарный музыкант Глеб Успенский (легенды, как известно, бывшими не бывают). А ежели захотите увидеть этнически аутентичных хантов и манси, поезжайте в город Нягань — там в местном ТЮЗе, говорят, они иногда появляются. А заодно посмотрите спектакль «Концерт для платяного шкафа с оркестром», музыку к которому, легко догадаться, написал Глеб Успенский — человек, чье сердце бьется в ритме рока, а неуемные фантазии его — этакая гремучая смесь из Тома Сойера, д’Артаньяна, Васи Куролесова и одесского пацана Гаврика из знаменитой катаевской повести.

А 16 ноября в Студии 312 пройдут презентации книг Натальи Николенковой (Барнаул) Da capo al fine и Ивана Полторацкого (Новосибирск) «Черепаха».

Станислав МИХАЙЛОВ, специально для «Новой Сибири»

Фото Михаила РАНТОВИЧА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.