Кимоно как картина: История на шелке в «Победе»

0
993

В Центре культуры и отдыха «Победа» до конца месяца будет работать выставка, посвященная творчеству выдающегося японского мастера Итику Куботы: на ней представлены кимоно из частной коллекции Тамары Крохолевой и некоторые работы кисти специально приглашенного каллиографа  Хасэгава Юки. Выставка в «Белой галерее» проходит в рамках фестиваля «Японская весна в Сибири» и организована при поддержке Международного фонда Фаттаха Шодиева совместно с Ассоциацией «Саппоро-Новосибирск».

Во время церемонии открытия в «Победе» состоялся показ фильма о выдающемся японском художнике по ткани. Документальная картина «Кимоно Итику Куботы. История на шелке» Радика Кудоярова о великом мастере кимоно снята, в ленте несколько искусствоведов и художников из разных стран рассказывают, чем уникально творчество мастера и о том, какую роль в нем сыграла Сибирь. Тем, кто не смог увидеть фильм в кинозале, нетрудно будет найти его в Сети.

После показа в Большом зале «Победы» состоялась встреча с японскими гостями, Хасэгава Мана, Хасэгава Юки рассказали о некотоых секретах традиционной одежды Японии. Было отмечено, что кимоно — это женская прерогатива, мужчина его надевают крайне редко, хотя молодой каллиограф Хасэгава Юки, специально прилетевший из Саппоро, признался, что у него есть несколько кимоно для повседневной носки, и он ими часто пользуется.

«Классические» модели японские женщины используют довольно редко, но в последнее время появились модные тенденции, которые меняются каждые два-три года, — это касается кимоно с длинными рукавами для девушек.

Гости рассказали, что многие классические кимоно очень дорого стоят, их покупка в финансовом смысле сравнима с приобретением автомобиля или даже недвижимости. Но в последнее время появляется все больше повседневных моделей из более простых тканей, которые можно стирать и гладить.

Экзотическое слово «кимоно» означает всего лишь прозаическое «вещь для надевания», но в главных работах художника кимоно особые — большая их часть не была предназначена для ношения. Не случайно мастер однажды сказал: «Я хотел созать кимоно, у которого есть душа».

В произведениях Куботы сливаются воедино живопись на шелке, рисунок тушью, вышивка золотыми и шелковыми нитями, техника резервного крашения с помощью завязывания узелков и прошивания, тиснение золотой фольгой. Особое очарование работе придает то, что все это происходит на поверхности не свитка, а традиционного японского костюма.

Кимоно, представленные на выставке, являются витражными предметами искусства, в каждом из которых отражаются история, искусство и менталитет Японии, поэтому знакомство с традиционной одеждой — прекрасный способ углубиться в культуру Страны восходящего солнца.

Как и, например, узор восточного ковра, кимоно мастера рассчитаны на восприятие с разного расстояния: вблизи взгляду открываются новые детали. На выставках Итику Куботы экспонаты часто не закрывают стеклом, чтобы их можно было рассматривать очень близко, как в музее художника. О необходимости этого говорил сам Итику: «Я бы хотел, чтобы ткань могла стать выразителем идей. Я хочу, чтобы люди почувствовали это, что самое сложное. В этом заключается смысл. Я хочу, чтобы произведения искусства говорили с людьми, доносили до них мысль художника».

В Японии тканые узоры с XVII века начали заменять художественной росписью, тогда же был изобретен способ юдзен дзомэ: контуры узора рисовали окрашенной рисовой пастой и затем расписывали, после чего платье превращалось в уникальную живописную картину. В этой технике Кубота работал с юности, пока не увидел в музее фрагмент ткани в старинной технике цудзигахана, которая была известна в XV–XVI веках, а потом вытеснена юдзен. В дальнейшем Кубота занимался возрождением забытой техники цудзигахана (буквально «придорожные цветы») и дополнил ее своими приемами, теперь современный вариант этой техники назван в честь художника «иттику цудзигахана».

Наибольшей популярностью работы мастера пользовались на выставках в Европе, а вот сами японцы с большой осторожностью отнеслись к такому художественному переосмыслению канонов расцветки кимоно, поскольку традиция подразумевала свои жесткие правила. Тем более, что в технике мастера нашли некорректное сходство с живописью Густава Климта (нечто подобное в свое время случилось с Акутагавой Рюноскэ, который объединял стилистику японской литературы с европейской).

СПРАВКА

Итику Кубота — выдающийся мастер, удостоенный в 1990 году Ордена Искусств и литературы Франции, получивший международное признание благодаря оригинальному дизайну своих произведений, выдающейся работе с цветом и редкой преданности своему искусству. После смерти художника благотворительный фонд Фаттаха Шодиева (Казахстан) спас музей Итику Куботы от банкротства и приобрел всю коллекцию с целью не допустить ее распродажи по частям и сохранить целиком для мировой культуры. Несмотря на то что коллекция музея перешла в частное владение, она остается достоянием Японии, и Фаттах Шодиев готов впоследствии передать музей тому, кто сможет обеспечить сохранность коллекции.

6+

Фото с сайтов Музея Итику Куботы и «Победы»

Ранее в «Новой Сибири»:

«Соболя и тополя»в ЦК19: сибирские стереотипы в текстиле

Современный дизайн в Краеведческом музее. «Придумано и сделано в России»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.