Крупноформатный диптих одного музыкального вечера

0
2177

Впервые в истории Новосибирской филармонии состоялся большой гала-концерт фестиваля Ильдара Абдразакова при участии оперных звезд и молодых вокалистов. 

ДЛЯ двукратного обладателя Grammy, эксклюзивного артиста Deutsche Grammophon, исполнителя ведущих басовых партий на мировых сценах оперной культуры — La Scala, Metropolitan Opera, Мариинского и Большого театров — Ильдара Абдразакова выступление в Новосибирске стало дебютом. Дебютом феерическим и незабываемым, причем в полной мере и для его именного фестиваля, в четвертый раз собирающего на одной сцене признанных вокальных грандов и молодых, наиболее отличившихся участников мастер-классов.

Незадолго до концерта художественный руководитель фестиваля признался: «Я много слышал о прекрасном Новосибирском симфоническом оркестре. На репетициях складывалось ощущение, что мы довольно давно работаем вместе. Это по-настоящему профессиональный оркестр высокого качества. Я очень рад возможности нашей совместной работы, для меня это большая честь».

Международный музыкальный форум Ильдара Абдразакова за один вечер успел впитать в себя, сконцентрировать и выдать в зал энергетику и атмосферу полноценного двухнедельного фестиваля — настолько сильным было впечатление от программы, от творческой индивидуальности, многогранности и артистизма каждого исполнителя. Мощный оплот, музыкальный остов, на котором держится практически каждый крупный фестиваль филармонии, — Новосибирский академический симфонический оркестр, без которого уже невозможно представить культурную жизнь города. Этим вечером оркестр возглавил Михаил Грановский, унаследовавший все лучшее от своих менторов Геннадия Рождественского и Бориса Тевлина — мэтров русского симфонического дирижирования. Михаил Грановский, известный региональной публике по уникальным программам абонементов Новосибирского АСО (например, мартовская программа нынешнего года включала в себя премьеры сочинений трех Чайковских — Петра Ильича, Бориса Александровича и Александра Владимировича), давно завоевал восхищение аудитории и благосклонный интерес ко всему новоявленному, в чем нынешний концерт не стал исключением, несмотря на репертуар — сплошь вокальных «бестселлеров».

Крупноформатный диптих программы из фрагментов русской и зарубежной оперной музыки включил в себя как сольные арии, ариозо и каватины, так и оркестровые номера. Гала-концерт был открыт блестящим фанфарным полонезом из оперы «Евгений Онегин» (в первом отделении Петру Ильичу была отдана особая дань почтения). Сбалансированно и эффектно звучал НАСО, слаженная работа оркестровых групп передавала эстафету плотного и густого по окраске голосоведения друг к другу — от зычной виолончельно-контрабасной линии к чистым и точным по артикуляции партиям скрипок в «облегающей» фонации духовых. Художественный руководитель и лидер фестиваля Ильдар Абдразаков вышел на сцену с арией Гремина, продолжая нить онегинской истории. Бархатная, пробирающая до мурашек басовая кантилена с выразительными баритоновыми верхами в известнейшей арии «Любви все возрасты покорны…» не могла не очаровать слушателей, и действительно были в зале и те, кто не смог сдержать слез. Можно было бы подробнее остановиться на вокальной стилистике и технической безупречности подачи звука, но ведь и без того известно, что мастерство певца как раз в той поре, когда остается лишь завороженно слушать и получать эстетическое блаженство, — впрочем, эффект от которого не рассеялся, когда с арией Ленского на сцену вышел частый гость НОВАТа тенор Дмитрий Корчак.

ПРОНИКНОВЕННАЯ лирика с затушеванной мягкостью ровной вокальной линии произвела ни с чем не сравнимое впечатление — зал-тысячник находился во владении артиста настолько, что ни шелеста программок, ни отзвука. Одухотворенный трагизм («Куда, куда вы удалились…»), доподлинно пережитый на сцене, наряду с мастерством и дает высокий художественный результат, из которого созидается настоящее искусство. Арией Елецкого («Я вас люблю, люблю безмерно…») музыкальный хронотоп перешел к опере «Пиковая дама». Обладатель лирического баритона Василий Ладюк чувственно, с великолепным объемом, с внутренним надрывом и нервом представил совершенно другую любовь — сострадающую, благородно томящуюся, без показного драматизма, с тонкой эмоциональной градацией и главное — с прекрасным монолитным оркестровым ансамблем. Участник образовательной программы — тенор Арсений Яковлев, являющийся действующим солистом оперной труппы Большого театра, по-своему интерпретировал знаменитое ариозо Германа («Прости, небесное создание…»), в концертном исполнении наделив образ актерской осязаемостью — психологически лаконично и не утрированно, используя фактурность мимики, жеста, собственного отношения.

После была исполнена «Пляска скоморохов» (из музыки к сказке Островского «Снегурочка»), где оркестр залихватски рассыпал брызги звуков в витиеватом кружеве музыкального полотна Чайковского — щедро и тепло. Еще одна участница образовательной программы — сопрано Анастасия Лерман (ныне приглашенная солистка Большого театра) представила арию Марфы из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, оставив приятную импрессию от гармонично переданного портрета — чистого, естественного, не отягощенного эксцентрикой. Удивительно красиво и характерно была прожита на сцене каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова Ильдаром Абдразаковым — идеально, когда вибрации на пианиссимо снисходят со сцены в зал, не теряя при этом тембральной сочности. Яркой экспрессивной кульминацией первого отделения стала ария Роберта (из оперы «Иоланта» Чайковского) — Василий Ладюк предстал перед слушателями в совершенно ином амплуа, но по-прежнему с великолепной фразировкой и пластичностью.

Любимица публики — солистка Новосибирского театра оперы и балета, лауреат премии International Opera Awards как лучшая молодая певица года (2020-21) Василиса Бержанская под занавес первого отделения исполнила арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева», нивелируя серебристое сопрано колоратурным меццо с элегантно собранным нижним регистром, да так, что дух захватывало, — смело, решительно, цельно по задумке.

Второе отделение, полностью посвященное музыке композиторов Франции и Италии, открыла Анастасия Лерман арией Лакме из одноименной оперы Делиба — это был выход из зоны камерного комфорта, ибо партия, пестрящая сложностью и прихотливой виртуозностью, не потеряла своей изящности, богато украшенной «колокольчиковыми» колоратурными пассажами наряду с тонкой поэтичной оркестровкой. Арией Вертера Массне продолжил концерт Дмитрий Корчак, выход которого после первого отделения ожидался с нескрываемым меломанским любопытством.

В элегической матовости пленительного звука, истаивающего на пиано, певец показал, насколько тонко следует чувствовать партию и каким мелодистом для этого нужно быть. Следующие три номера представили участники образовательной программы — уже знакомый публике Арсений Яковлев (он исполнил арию Шенье Джордано, выдав при этом максимум необходимого), а также участники новосибирского мастер-класса, состоявшегося накануне гала-концерта, — сопрано Виктория Шевченко (выпускница Уральской государственной консерватории) и баритон Андрей Меркульев (получивший вокальное образование в Новосибирской консерватории им. Глинки). Впервые выступив на одной сцене с симфоническим оркестром, по-академически аккуратно и выверенно, но не без волнения, Виктория Шевченко исполнила арию Микаэлы из оперы «Кармен» — даже через камерную завесу звука ощущался нарастающий исполнительский магнетизм, которому еще будет суждено раскрыться в полной мере. Ария Риголетто из одноименной оперы Верди в исполнении Андрея Меркульева стала мощным контрастом — гулким натиском, гротескным образом, исполински-язвительным шутовством — каким и должен быть герой «тройного несчастья» — это безусловная удача молодого артиста.

Последний вокальный блок был представлен музыкой Россини: каватиной Фигаро буквально «взорвал» зал Василий Ладюк, начавший партию из условного закулисья сцены, да еще и в медицинской маске — легко, играючи, подтрунивая в то же время над самим собой в амплуа и пританцовывая, — он обозначил финал гала-концерта, обороты и градус которого теперь уже нарастали с небывалой остротой и ощущением живости происходящего. В карикатурно-комической ипостаси Дона Базилио предстал Ильдар Абдразаков — темпово подвижный, с театральным шиком и пылкостью, как бы это могло бы быть в оперной постановке.

Еще одна вокальная рокировка, и на сцену вернулась Василиса Бержанская (на этот раз с каватиной Изабеллы) с артистической чуткостью, полностью раскрепостившись как меццо-сопрано, рафинируя звук в руладах и инкрустируя их динамическими волнами. Терцет «Паппатачи» из той же оперы «Итальянка в Алжире» ознаменовался вполне слышимым комментарием из зала одного из многочисленных студентов-вокалистов: «Ну держись, филармония», — вполне предугадав ту феерию, что поставил на сцене триумвират «Абдразаков — Ладюк — Корчак» с симфоническим оркестром. Театр на авансцене подхватывался ритмичными аплодисментами публики, плавно переходящими в овации стоя между несколькими бисами, среди которых была и неаполитанская песенка Funiculi funiculа — можно сказать, негласный гимн фестиваля, ставшего знаковым событием как для Новосибирска, так и для самих артистов. «Мы несемся, мы мчимся вверх…» — так и есть, ведь вслед за Новосибирском Abdrazakovfest проложит путь по гастрольной карте к Томску, Тюмени и Астрахани.

Для симфонического оркестра Новосибирской филармонии гала-концерт стал заключительным восхождением на музыкальный Эльбрус: коллектив завершил сезон 2020/21 и уже готовится в сентябре представить программу, приуроченную к своему 65-летию, а также к открытию юбилейного 85-го концертного сезона филармонии вместе с французским пианистом Люкой Дебаргом.

Маргарита МЕНДЕЛЬ, специально
для «Новой Сибири»

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.