В художественном музее открылась выставка «Традиционные куклы Японии».
ВЫСТАВКИ, так или иначе связанные с Японией, проходят в музее регулярно. Можно вспомнить наиболее заметные из них, например, большую выставку гравюр Укиё-э. Ксилографии XVII века, важнейшая часть городской культуры эпохи Эдо, перенесли новосибирцев в мир прекрасных гейш, огромных борцов сумо и театра Кабуки, в атмосферу «мимолетных наслаждений бренного мира». Невозможно не упомянуть и проект японского художника Хироаки Мияямы, проиллюстрировавшего выдающийся памятник японской литературы «Гэндзи Моногатари», создав 54 цветных офорта, по числу глав в романе. Не так давно выставка этой серии с помпой открылась в Музее Востока в Москве, затем снова оказалась в Новосибирске, сначала в Белой галерее, затем в Академгородке. И при этом почему-то не принято вспоминать, что мировая премьера этого действительно потрясающего и по филигранной технике исполнения (каждый офорт отпечатан с 7-8 досок), и по оригинальности интерпретации сюжета романа (а за тысячу лет с момента написания «Повести о Гэндзи» уж как только его не иллюстрировали!) прошла в нашем музее в 2008 году. И современное искусство Японии хорошо знакомо постоянным посетителям новосибирских триеннале: за 20 лет ни один из этих международных смотров графического искусства еще не обошелся без японских проектов и без приезда японских гостей.
Этот выставочный год начался тоже с Японии, причем удалось совместить японскую тематику с Годом театра в России: искусствовед и коллекционер Александра Марамзина представила выставку «Традиционный театр Японии».
АЛЕКСАНДРА Михайловна — уникальный специалист по декоративно-прикладному искусству, она стояла у истоков создания Сахалинского художественного музея (ее служебное удостоверение было выписано за номером 2), а японская культура — ее давняя и сильная страсть. Когда несколько лет назад Александра Михайловна перебралась на материк и поселилась в Новосибирске, наше искусствоведческое сообщество много приобрело с этим переездом.
И вот новая встреча с Александрой Михайловной, на этот раз мы знакомимся с традиционной японской куклой. Первыми зрителей приветствуют куклы кокеси, это символ Японии, вроде нашей матрешки. Выточенные на токарных станках и вручную раскрашенные, кокеси воплощают вечную тягу японцев к внутренней красоте и недосказанности. Представлены на выставки и куклы, участвующие в различных обрядах: куклы-обереги, погребальные скульптуры, куклы для обрядов очищения и для встречи Нового года. Нашлось место и архаичным куклам — соломенным и деревянным коням, куклам из бумаги, кукурузы и даже ракушек.
Японцы вообще все стараются довести до исключительного совершенства, до абсолюта: поэзию (хокку и хайку), печатную графику (ксилография и офорт), религиозно-философские искания (дзен-буддизм), боевые искусства, промышленное производство и т. д. А что они в конце концов сделали с куклами? А вот что: во всем мире куклы ассоциируются исключительно с детскими забавами, но в Японии они предназначены не столько для развлечений, сколько для любования и созерцания, куклы здесь стали элементами изобразительной культуры и религиозной символики. Кроме того, для воспитания подрастающего поколения служат специальные наборы к Празднику девочек (Хинамацури) и Празднику мальчиков (Кодомо-но хи). В эти дни в семьях, где есть дети, эти наборы торжественно устанавливают на специальную многоярусную подставку, а затем бережно убирают в коробки, до следующего года.
В Японии есть мастера, изготовляющие куклы, одетые не просто в миниатюрные копии средневековых костюмов из парчи и шелка, эти ткани вручную ткут по старинным образцам! Неудивительно, что такие мастера, досконально знакомые с историей костюма и причесок, получают звание «Живое национальное сокровище». Вот так серьезно относятся в Японии к куклам. Конечно, нам не понять до конца японское миросозерцание, «Запад есть Запад, Восток есть Восток», как говорится. Но прикоснуться к нему мы можем, например, посетив выставку в Арт-цоколе Художественного музея. И полюбоваться японскими традиционными куклами, ведь они для этого и созданы.
Сергей ТИХАНОВ, специально для «Новой Сибири»