Автобиографию в две сотни страниц выпустил Новосибирский театр кукол к своему юбилею.
НОВОСИБИРСКИЙ областной театр кукол все смелее погружается в издательское дело. В декабре 2018 года в стране стремительно исчезающей бумажной прессы коллектив не побоялся запустить журнал для семейного чтения «Жаконя». В январе 2020-го увидела свет книга «Мир кукол: история, сказки, мечты». Уникальное издание охватывает историю театра со дня основания до наших дней, а главными героями первой за 85 лет биографии НОТЕКа выступают люди — те, кто стоял у истоков сибирской школы кукловождения и работает в лучшем за Уралом театре кукол по сей день.
Идея создания книги о буднях и истории новосибирских кукол принадлежит руководителю учреждения — Юрию Горлатых. Оказавшись в директорском кресле в преддверии театрального юбилея, Юрий Александрович сосредоточил внимание на трех направлениях: формировании взрослого репертуара, организации международного фестиваля театр кукол и выпуске своего рода биографии труппы. Все замыслы удалось осуществить или, по крайней мере, положить начало, однако именно книга стала той самой вишенкой на торте, что идеально завершила празднование 85-летия.
Значимость события совершенно очевидна: «Мир кукол» — первая и единственная попытка Новосибирского театра кукол рассказать в формате печатного историко-документального издания о себе. В отличие от других театров-старожилов города, имеющих в своем багаже и исторические фолианты, и сборники критических работ, и книги, посвященные отдельным персонам, НОТЕК хранил свою историю на страницах давно ушедших в архивы газет, в фотографиях, рецензиях, документах, устных преданиях и музейных экспонатах. Эти разрозненные материалы и послужили точкой отсчета для создания увесистого тома.
Автором-составителем «Мира кукол» выступила известный новосибирский журналист Наталия Дмитриева. В книге более двухсот страниц, цветной иллюстративный ряд и уникальный контент, собранный по крупицам из всевозможных источников. Особая гордость не известные широкому читателю исторические факты и интервью с действующими лицами — актерами, режиссерами, художниками, бутафорами, представителями цехов, ветеранами и нынешними сотрудниками театра. «Эта книга была написана с большим уважением к людям, которые работают и работали в театре кукол, — рассказывает Наталия Дмитриева. — Концепция книги родилась в литературной части. Наша творческая команда решила, что начало «Миру кукол» положат исторические сведения, а основной текст будет посвящен людям, благодаря которым Новосибирский театр кукол существует. Мы опросили всех, и каждый рассказал нам о театре, о себе, о своей роли в этом коллективе, о процессе создания спектаклей и куклах. Никто не был обижен — это самое главное. Во время работы над книгой появились интересные, но давно забытые факты. Например, о том, что Новосибирск сыграл важную роль в жизни Зиновия Гердта. В 1943 году тяжелораненый Гердт находился здесь одновременно с театром Сергея Образцова и прямо в больничной палате решил не бросать актерскую карьеру, а стать артистом театра кукол, что и реализовал в дальнейшем. Но вот еще один любопытный поворот в этой истории — его описал в своей книге новосибирский журналист Алексей Кретинин: с поля боя под Белгородом раненого Зиновия Ефимовича вытащила его двоюродная бабушка — капитан медслужбы Вера Павловна Кретинина. Так из связи времен, городов, исторических личностей и составилось повествование».
Нашлось в книге место не только воспоминаниям, но и сегодняшнему дню — репертуарному алфавиту, подробному рассказу о знаковых премьерах последних сезонов и, конечно, труппе — надеждам, чаяниям и представлениям, которыми живут нынешние артисты. «Когда я писала о нашем времени, возникла тема противостояния прекрасной замечательной старой гвардии и недавно пришедших в труппу молодых энергичных «львов» из театрального института, — рассказывает Наталия Дмитриева. — Я не смогла это противостояние обойти, потому что оно действительно волновало умы и новичков, и старожилов. Я решила, что это должно остаться для истории, хотя бы для того, чтобы мы понимали, что история циклична, и пройдет совсем немного времени, как уже на смену эти молодым львам придут другие молодые львы. Как утверждает известный режиссер, педагог и критик Виктор Шрайман (и я его цитирую в нашей книге) — это противостояние и есть залог здорового театрального организма. Только через вливание новой крови и смешение ее со старой кровью, через бурление и кипение может появиться на свет хорошая и интересная форма».
На создание книги ушло шесть месяцев. Наталия Дмитриева признается, что с удовольствием бы поработала над «Миром кукол» еще полгода. Так много сказано, но в то же время немало осталось и за пределом мелованных страниц. В частности, такой серьезный тематический пласт, как сибирская школа кукловождения, носителями которой и выступают опытные новосибирские артисты-кукловоды.
Скромный тираж в 500 экземпляров делает уже сегодня издание «Мира кукол» раритетным. В открытую продажу книга не поступит, поскольку это просветительский, а не коммерческий проект, выпущенный на предоставленную Министерством культуры НСО субсидию. Зато свои подарочные экземпляры получат главные герои «Мира кукол», библиотеки города и коллеги из других городов. «Мы откроем вам наши тайны и расскажем об удивительных людях, которые здесь работают, — дает напутствие читателю директор Новосибирского театра кукол Юрий Горлатых. — Наступила пора нам выйти из-за ширмы и познакомиться со зрителем. Надеемся, что вам с нами будет интересно. Мы любим вас и бесконечно благодарны за долгую и теплую дружбу! Ждем в театре!»
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА