«Культпросвет»: Из башен из слоновой кости — в народ!

0
1524

Первый региональный фестиваль изобразительных искусств «Культпросвет» будет проходить в Новосибирске и области до конца декабря. 

С 20 ОКТЯБРЯ по 20 декабря 2021 года Новосибирское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» при финансовой поддержке Министерства культуры Новосибирской области реализует новый художественный проект — 1-й Региональный фестиваль изобразительных искусств «Культпросвет». На эту тему и состоялся разговор с председателем Новосибирского отделения Союза художников России Вадимом Иванкиным.

— А скажите, Вадим Викторович, как вы относитесь к тому, что новосибирские художники, как разночинцы XIX века, пошли «в народ»?

— Я считаю, что так называемое дистанционное обучение и всевозможные онлайн-курсы — это чушь собачья, так можете и написать. Я даже выразился бы более жестко, будь такая возможность... Обучиться навыкам изобразительного искусства можно только при личном общении с наставником. Пусть я даже с определенной долей иронии отношусь к «живым» мастер-классам, но это мое личное субъективное мнение: сам я люблю смотреть, как художник на моих глазах демонстрирует свое мастерство. И вообще мне очень интересны незаконченные произведения, которые иногда выставляют в музеях, — по ним хорошо видно, как человек мыслит в процессе работы.

— Ваш новый проект на первый взгляд чем-то напоминает достопамятную деятельность общества «Знание», придуманного при советской власти как просветительско-идеологический рычаг воздействия на сознание широких масс. Или это только на первый взгляд?

— О каких рычагах вообще можно говорить при практически полном отсутствии рынка в области изобразительного искусства у нас в регионе? Вообще-то, искусство — это тот безумно тонкий барьер, который сдерживает в человеке тупые животные инстинкты. И если мыслить государственными категориями, а не стремлением к сиюминутной наживе, то надо осознавать, что сложившаяся ситуация может привести к выжженному полю на том месте, где должна расти культура, да и вообще городская жизнь.

— Ситуация уже привела к тому, что наши художники даже по льготной цене не в состоянии оплатить свои рабочие места, то есть творческие студии? Новый проект, как я понимаю, связан не только со стремлением к прививанию прекрасного, но и с простыми бытовыми проблемами?

— Да, это связано в том числе и с неоплаченными долгами за аренду мастерских, которые у художников накопились за много лет. У кого-то они небольшие, у кого-то просто гигантские. Я меньше всего хочу проверять чужие карманы и обсуждать причины, по которым эти долги появились. А также давить на чью-то совесть. Но здесь есть понимание ситуации со стороны людей, облеченных той или иной формой власти, и их доброго к нам всем отношения. Я бы заметил, что иногда культурные проекты непредсказуемым образом и вырастают именно из подобных непростых ситуаций.

— То есть с Минкультом вам, наконец, удалось достигнуть взаимопонимания?

— У меня всегда складывались неплохие отношения со всеми нашими министрами культуры — поскольку мы все связаны «одной цепью», то находили точки соприкосновения и понимания. Но у меня всегда в приоритете именно проблемы Союза художников, все остальное уже вторично. Я имею представление о нашей внутренней общественно-художественной жизни и вижу, где у нас «черное», где «белое», но как руководитель отделения в подавляющем большинстве случаев становлюсь на сторону художников, которых представляю.

— Так в чем все же смысл этого просветительского проекта?

— Проект «Культпросвет», честно говоря, очень простой. Смысл его в том, чтобы члены нашего Союза вылезли из своих башен из слоновой кости и, не переставая быть небожителями, попросту говоря, пошли в народ. Я все эти художественные образы беру в кавычки, как вы понимаете... И все же процесс происходит не вполне бескорыстно. Благодаря субсидии областного Министерства культуры появилась возможность оплачивать эти услуги.

— Это что-то вроде взаимозачетов?

— Ну, не совсем так. Люди выполняют определенные задачи, их труд оценивается в денежном эквиваленте, а вот дальше мы уже будем находить способы, чтобы эти средства пошли в оплату за их рабочие места. И в данной ситуации не играет роли, нравится мне какой-то конкретный человек или нет — это все равно. Я в первую очередь стараюсь предложить больше работы тем, у кого больше долгов.

— Культурное пространство вы решили расширить до масштабов всей Новосибирской области?

— Работа проходит в том числе и в «полях» — не только в городе, но и в области: это школы искусств, детские художественные школы, общеобразовательные школы, районные музеи. Но самое главное, что показала практика, — в обществе есть востребованность в таком виде услуг. Даже вне зависимости от этого проекта появилось четкое ощущение острой потребности в существовании подобного культпросвета: у меня на сегодняшний день набирается уже полторы сотни заявок на различные мероприятия — это 26 площадок. На проведение персональных выставок, выездных тематических мастер-классов и обучающих семинаров для учащихся и педагогов, на проведение творческих встреч и экскурсий. И это только за один месяц!

— Так называемые культурные учреждения сами выбирают, что им интересно?

— Конечно, у разных школ и у разных преподавателей свои интересы: многие просят провести мастер-классы не только для детей, но и для педагогов — касающиеся каких-либо техник исполнения: это масляная живопись, акварель «по-сырому», какие-то специальные графические средства. Если говорить о статистике, то за первые две недели мы провели уже больше двадцати мероприятий. И после каждого из них художники обязаны предоставить в Союз фотоотчет, по которому вполне хорошо видно: прошла встреча чисто формально или нет. Это несложно определить по числу детей и взрослых, даже по выражению их лиц.

— Есть ли возможность сделать ваш «Культпросвет» регулярным?

— Несмотря на то что проект возник как результат нашей спонтанной импровизации с Натальей Васильевной, он вполне может стать нормальной традицией, одним из хороших ходов в поддержке не только образования в области художественной культуры, но и в целом сработать на повышение культурного уровня жизни Новосибирска.

— Наталья Васильевна Ярославцева, лишь только заняла свой пост, сразу начала транслировать идею «окультуривания» именно Новосибирской области силами актеров, музыкантов, литераторов и художников в рамках нацпроекта «Культура».

— Да, на область обращается особое внимание. Одними из первых у нас открылись персональная выставка «Дерево жизни» Людмилы Шляга и персональная выставка «Геометрия» Геннадия Шляга в Искитимском историко-художественном музее. Чуть позже еще одна их выставка отправилась в Чулымскую библиотеку. Одновременно в Колыванском музее проходит выставка графика и плакатиста Федора Осинных, в Искитимской детской художественной школе развернута выставка семьи Беляевых. Это два поколения художников — Александр, Василий и Станислав. В областной юношеской библиотеке Михаил Паршиков прочитал лекцию о творчестве Эль Лисицкого, а Сергей Мосиенко рассказал о стилевом разнообразии новосибирского изобразительного искусства…

— И каждая такая встреча проходит успешно?

— А вы сами как думаете? У нас есть замечательный монументалист Нурлан Тайиров, который прислал мне фотоотчет из ДХШ № 3 «Снегири» о встрече на тему «Выразительные средства композиции». Так вот, в качестве примера он прямо в присутствии школьников написал совершенно полноценную работу. Вот это я считаю настоящим мастер-классом.

— В целом проект, как я понимаю, обходится недешево: ведь по области передвигаются не только художники, но и их работы?

— Это правда. Но пока мы углубились в область не слишком далеко: это Бердск, Искитим, Колывань, Краснозерск… Везде, прошу заметить, соблюдаются все санитарные нормы, маски на всех надеты, социальная дистанция выдерживается. Все передвижения по области учтены в смете — транспортные расходы, перевозка, реклама... Целый комплекс услуг. Проект имеет социально ориентированную и некоммерческую направленность, расходы на проведение всех мероприятий берет на себя сторона-инициатор — за счет все тех же средств субсидии из областного бюджета. Вы ведь сами упомянули, что мероприятия проходят в рамках госпрограммы «Культура Новосибирской области».

— И все-таки ваш проект — это не разнарядка, а серия вполне живых мероприятий?

— Повторяю: у принимающей стороны есть реальный выраженный интерес, и это очень важно. Это, образно говоря, как будто во время засухи вдруг дождь пошел… Когда открывалась выставка художников Беляевых в Искитиме, по их словам, они очень были удивлены тем, сколько собралось школьников и преподавателей, даже телевидение приехало… Александр Иванович провел мастер-класс по акварели — ребятня с удовольствием рисовала, а он им объяснял что к чему.

— И все же каковы перспективы проекта?

— Если мы этот проект пусть не идеально, но по максимуму отработаем, у меня в руках появится тот «флаг», которым я смогу размахивать, продвигая новые способы решения многих проблем Союза. Хотя для меня как администратора «Культпросвет» представляет собой определенную… опасность. Мне ведь уже начали задавать вопросы: «А на следующий год тоже так будет?» В том смысле, что вроде как вопрос оплаты за мастерские решен навсегда. Так вот нет, счастье в жизни обычно случается только один раз, при этом его приход складывается из очень многих составляющих. В этот раз сложилось, да. Но никто ведь при этом не снимает в дальнейшем личную ответственность за содержание помещения, где ты работаешь. «Культпросвет» может оказаться не вечным…

— Почему же нет, если проводить его на гранты.

— Написать заявки на гранты — это половина дела. Вот только дадут ли? Зато при наличии уже имеющегося положительного опыта, при наличии общественной заявки на эту услугу мотивировать выделение субсидии куда проще. Минкульт ведь прекрасно осознает, что это один из способов решения проблемы, которая у нас никак толком не может решиться.

— Культуру в массы, но без ярко выраженной идеологической составляющей?

— Иванкин уже всем надоел за последние 14 лет с творческими студиями Союза художников... Но вот, наконец, появился неожиданный способ решения проблемы, который удобен и полезен вообще всем жителям области, а также ее руководству. Таким образом, мы убиваем даже не двух зайцев сразу, а гораздо больше. Пока из 64 хозяев мастерских откликнулось чуть больше половины, но политика, как говорится, искусство возможного: остается ждать, когда и остальные решат напрячься и включиться в подобный процесс.

— Ну, Бисмарк, говоря о политике, имел в виду никакое не искусство, а стремление к реальным целям, в отличие от утопических и демагогических. В этом смысле ваш проект вполне реален.

— Да, проект более чем реален. К участию в его работе были приглашены все пользователи творческих студий, всем им были разосланы абсолютно одинаковые приглашения — с указанием цен, после чего я начал работать с теми, кто отозвался на предложение. Этот «денежный пирог» я изначально пытался поделить на всех, независимо от суммы задолженности, но те члены Союза, кто предложение проигнорировали, ничего от этого проекта не получат, к сожалению.

— Кстати, мы совсем забыли о том, что «Культпросвет» — это еще не все, что нам предстоит увидеть в ближайшее время.

— Да, это далеко не все. Мы с вами говорили только об одной части общего проекта, на который выделялась субсидия. Вторая часть не менее интересна. Это касается сохранения культурно-исторического наследия художников Новосибирской области. Здесь тоже присутствует определенная заинтересованность наших художников, хотя в этой части проекта им тоже придется напрячь все свои душевные силы. И эта составляющая проекта тоже впрямую связана с публичным информационным пространством города и области. И в случае успешной реализации этой части проекта мы получим, надеюсь, совершенно уникальный информационный ресурс, возможно, единственный ресурс подобного рода в Российской Федерации. Но давайте поговорим об этом отдельно в другой раз.

Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено Новосибирским отделением Союза художников РФ

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.