Новосибирский областной театр кукол, не уходя в отпуск, открыл новый сезон. Ближайший репертуарный год станет для театра юбилейным и запустит 90-й круг своей истории, в которой найдется место и классике русской драматургии, и новогоднему ревю, и многочисленным сказочным сюжетам, и самому грустному писателю Дании.
Это лето оказалось для новосибирских кукольников исключительно рабочим. Традиционного отпускного перерыва не было. Артисты ездили на фестивали в другие города, ходили на теплоходе, играли спектакли на летней сцене, в парках и ДК. Оперируя языком сферы услуг, обслужили 22 тысячи зрителей, а первую премьеру сезона выпустили, толком не попрощавшись с августом. Петербургский режиссер Наташа Слащева в последний месяц лета поставила философскую сказку «Про Ежика и Медвежонка», заставив героев миниатюрных рассказов Сергея Козлова достигнуть дзена и очаровать зрителей своей не такой уж и звериной нежностью.
Впрочем, настоящим водоразделом между сезонами стал Фестиваль варенья. Оригинальный формат, совмещающий в себе уютное застолье в осеннем стиле и рассказ о событиях нового репертуарного года, креативная команда НОТЕК использует в четвертый раз. В кукольное государство, где сам бог велел выходить за границы стандартов, эта сладкая альтернатива стартовой пресс-конференции вписалась крепко и весьма органично. В интерьерах театрального буфета, стены которого в канун 90-летия украшают архивные плакаты, афиши и чертежи здания, хозяева и гости откупоривают баночки с собственноручно изготовленным лакомством. Точно по волшебству, на столе появляются креманки с вареньем из луговой клубники, которое высоко ценил Тургенев, розетки с любимым шведскими гурманами-литераторами конфитюром из лисичек и зеленых яблок, вазочки с ревеневым джемом, приготовленным по аутентичному рецепту из семейных кулинарных тетрадей Бекетовых-Блок. Попробуешь и хочется повторить вслед за другим сладкоежкой ‒ Николаем Васильевичем Гоголем, отдававшим предпочтение томленным в сахарном сиропе и специях грушам: «В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться».
На основной сцене Новосибирского театра кукол веселье начнется с комедии «Ревизор». 8 октября петербургский режиссер Давид Бурман представит свою версию нетленной классики в исполнении планшетных кукол (художник спектакля Александра Павлова). «История гоголевского “Ревизора” она ведь не о том, какой плохой Хлестаков, чиновники или жители уездного города N, — поясняет постановщик спектакля. — Там нет таких хороших героев, на которых можно было бы опереться. Каждый имеет свою, скажем так, особенность. Вопрос в том, перед каким выбором стоите вы. Мы хотим, чтобы зрители этого спектакля посмотрели и задумались: над кем смеемся? Над собой смеемся! Это будет постановка для всей семьи, но каждый возьмет в спектакле для себя, исходя из собственного опыта, ведь в наш век замечательных компьютерных технологий “Ревизор” станет еще и возможностью “прочитать” произведение, посмотрев его на сцене. И, может быть, нам удастся заронить что-то важное в молодые головы».
Следующая премьера сезона войдет в репертуар «Комнаты Сказок». Режиссер Ольга Гущина и художник Марина Буркова сочинят спектакль «Три медведя» для самой маленькой аудитории. «Это сюжет из нашего “золотого фонда”, который мы время от времени возвращаем в репертуар в новой интерпретации. На этот раз героиней станет избалованная бабушкой Катенька. Она уходит в лес и попадает в дом к медведям, которые во всем любят порядок и займутся воспитанием девочки. Репетиции в самом разгаре, и мы стараемся наполнить спектакль юмором, красками, живой музыкой», ‒ рассказывает режиссер спектакля.
Постановкой новогоднего представления займется штатный режиссер Новосибирского театра кукол Анастасия Неупокоева. В команде с петербургским драматургом Маргаритой Кадацкой и художником Анной Гуляевой она выпустит спектакль-ревю «Новый год в замочной скважине», где будут использованы самые разнообразные кукольные механизмы. По сюжету, три клоуна совершат фантастическое путешествие по разным странам, познакомят зрителей с обычаями и традициями празднования нового года на разных континентах. «Это история про фантазию, про мир, который живет в каждом из нас, — поясняет замысел Анастасия Неупокоева. — Мы хотим, чтобы получилось яркое, красочное шоу с чудесами, новогодними превращениями и технически сложной структурой». Премьера пройдет в декабре.
В феврале творческая команда Анастасии Неупокоевой планирует представить новую интерпретацию сказки Андерсена «Гадкий утенок» для планшетных кукол. Действие спектакля неожиданно будет происходить на железной дороге – в поезде, который станет символов рамок и границ. «Я предвкушаю прекрасную работу, потому что мне нравится эстетика, которую мы задумали, — подчеркивает режиссер. — Каждая птичья стая хочет сделать гадкого утенка похожим на себя. И все препятствия, встречающиеся на пути героя, связаны с тем, что он должен стать кем-то другим. А между тем сам герой ищет счастье, себя, свою стаю, своих единомышленников, тех, кто будет его понимать, каким бы он ни был».
В конце марта планируется премьера спектакля «Ханума» в постановке Ольги Гущиной. По замыслу режиссера, знаменитый сюжет Авксентия Цагарели о проницательной свахе из Авлабара превратится в «веселый жизнерадостный спектакль», который подарит взрослым зрителям атмосферу солнечной Грузии, расскажет историю одного выдающегося сватовства и грандиозного обмана и закончится шумной свадьбой.
В мае режиссер Борис Саламчев, знакомый новосибирским зрителям по спектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Когда папа вернется с войны», представит спектакль «Как лиса медведя обманывала». Художественное решение для истории, в которой простодушному медведю приходится проявлять чудеса бдительности, чтобы не попасться на уловки соседки-плутовки, придумает Александра Павлова. «Это будет веселая история. Общение с детьми у артиста театра кукол всегда должно вызывать радость. Когда зритель в зале радуется твоей игре, ты тоже получаешь удовольствие», — резюмирует режиссер.
(0+)
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА, АННЫ ШИРОКОВОЙ и Алексея АЛЕКСЕЕВА