23 февраля давно расширил свой функционал от официального Дня защитника Отечества до негласного Дня всех мужчин, который исправно и не без удовольствия отмечается на «одной шестой части суши». Новосибирские театры всегда готовы присоединиться к чествованию самых смелых, сильных и харизматичных и рассказать со сцены все о мужчинах, даже если этот рассказ будет слишком романтизированным или, напротив, честным и далеким от канона. Четыре самых ярких сюжета представлены в нашей тематической подборке.
«Собачье сердце» (18+) театр «Красный факел»
Главная действующая сила этого спектакля ‒ два интеллигентных, хорошо образованных и весьма привлекательных мужчины, чью тягу к эстетическим наслаждениям не остановит даже научный прогресс.
В афише «Красного факела» новая версия повести Булгакова (кстати, первая в истории театрального Новосибирска) появилась буквально в декабре. С тех пор ловить в продаже билеты на спектакль петербургского режиссера Романа Габриа стало любимым квестом поклонников. Места расходятся, точно горячие пирожки, а зрители все реже задаются вопросом, почему на сцене все и всё не так, как в культовом фильме.
«Собачье сердце» в камерном пространстве «Красного факела» действительно ловко завоевывает человеческие сердца стильной сценографией, соединившей в себе милое ретро и ясную пронзительность метафоры, бережно пронесенным сквозь века булгаковским текстом, хрупкой атмосферой жизни на сломе вех, когда беспощадное время уже занесло меч, но еще хочется верить в отсрочку приговора, удивительным свойством держать интригу при полном знакомстве с сюжетом, щедро рассыпанной по диалогам иронией и, конечно, галереей мужских образов ‒ от откровенной пьяной дряни, сыгранной лихо, с упоением, и комичных портретов эпохи до застрявшей между собакой и человеком жертвой научного прогресса и сложноустроенных интеллигентов, чья игры разума, внутренняя культура и обаяние интеллекта оправдывают даже самую негуманную миссию. Обратите внимание, несмотря на очевидное доминирование маскулинного мира, в спектакле четыре мастерски пошитые женские роли, элегантно гармонизирующие сценический мир булгаковского текста.
«Я ‒ Эдмон Дантес. Монте-Кристо» (12+) Новосибирский музыкальный театр
Брутальные мужчины с задумчивым взглядом привлекают женщин всегда, а если речь идет о богатом и загадочном аристократе ‒ без разбитого сердца, скелета в шкафу и клубка интриг явно не обойдется.
Мюзикл Лоры Квинт относится к той редкой разновидности жанра, который принято называть мрачным. Зашитый в либретто приключенческий роман Дюма не позволяет спектаклю перерасти в хоррор, но сюжет серьезно и трагично, во всех неделикатных подробностях и гипертрофированных уродствах живописует последствия праведного гнева человека, лишенного из зависти всего ‒ женщины, свободы и жизни.
Месть ‒ аттракцион увлекательный, но, мягко говоря, невеселый. Он изобличает и разоблачает. Разъедает души и разрушает тела. Грозясь сорваться в безумие, несется по трупам, и даже слеза ребенка не способна остановить ожесточенного и зловещего Монте-Кристо, продолжающего дергать гашетку в такт эстрадным ритмам и многословным ариям.
«Я ‒ Эдмон Дантес» не просто эффектная история, в которой главный герой олицетворяет всех униженных и оскорбленных. Он самопровозглашенный бог и судия, возмездие, от которого не укрыться даже под маской дьявольского карнавала. Смертельная загадка, разгадать которую не дано никому из участников этого dance macabre. Только зрителям предоставлена редкая возможность совершить путешествие во времени и пространстве. Публика незримой тенью бродит по улицам знойного Марселя и встречает вернувшегося из плавания юного моряка, смельчака и отчаянно влюбленного романтика. Погружается в страшные недра замка Иф, чудом выныривает вместе с эксцентричным графом в Париже и только в финале, оставляя порочный высший свет, вдруг обретает надежду на новую любовь и возрождение.
«Дачники» (18+) театр «Старый дом»
Драма о несбывшихся мечтах, современных мужских характерах и кризисе среднего возраста, которую разыгрывают в стильных загородных интерьерах славные и обаятельные представители middle class.
Горький в последние сезоны переживает очередной ренессанс. К его пьесам не столько возвращаются, сколько обращаются в поисках ответов на актуальные вопросы и смело переносят действие поближе к нашему веку. Режиссер Никита Кобелев и драматург Дмитрий Богославский пошли еще дальше и наполнили горьковскими «Дачниками» сегодняшний день, легко узнаваемый в сценографическом решении и типажах, которые вышли из лекал Алексея Максимовича, но заряжены энергией другого периода.
Преуспевающий адвокат Басов принимает давних друзей в своем свежеотстроенном загородном доме. Вместе со своими ровесниками, представляющими интеллигентные, уважаемые профессии и распространенный набор аддикций и перверсий, он переживает кризис среднего возраста, долго выясняет отношения и много говорит о несбывшихся мечтах. Кругом пылают пожары ‒ горят леса. И перекрытая трасса, отрезавшая пути к спасению, едва не превращает драму поколения 40-летних в герметичный детектив. Элитное место, модный интерьер, свободные деньги, тотальный комфорт, красивые семейные пары и в пику зашкаливающая тревожность, извечно сквозняками пронизывающая временные разломы. Кажется, что произойдет что-то страшное. Однако эти молодые люди уже успели слишком устать от жизни, чтобы совершить хоть мало-мальски радикальный жест ‒ нажать на курок, сбежать, забунтовать. Остается только переварить очередную семейную сцену и продолжить чилить. Уйти в эргономический астрал, чтобы не делать выбора и не задавать себе лишних вопросов. Горько? Зато ‒ по правде.
«Три мушкетера» (16+) театр «Глобус»
Пока-пока-покачивая перьями на шляпах, главные мушкетеры Новосибирска не только спасают репутацию королевы Франции, но и буквально на шпагах сражаются за свободу и любовь.
Популярности романа Дюма можно позавидовать. С середины XIX века квартет королевских мушкетеров будоражит авантюристский дух в читателях и не устает переживать многочисленные интерпретации ‒ в кинематографе, мультипликации, фанфиках и на сцене. Вот и театр «Глобус» по инициативе главного режиссера Константина Яковлева расчехлил шпаги и бросился на амбразуру истории, где маленький человек становится частью большой игры ‒ в прямом и символическом смысле. Конечно, в оригинальном романе герои предпочитали карты, но в новосибирской версии бал правят шахматы ‒ игра таинственная и даже опасная: при внешнем спокойствии и неспешности на доске наступает армагеддон и встречаются отравленные пешки, рушатся крепости и устраиваются ловушки, берутся жертвы и наносятся двойные удары, срубаются головы и случается такой цугцванг, что никакой возможности порадоваться на своем веку красавице и кубку уже не остается.
Впрочем, прежде чем партия завершится, зрители успеют познакомиться со всем разнообразием характеров этой густонаселенной истории ‒ отважными и отчаянными в своей жажде жизни и справедливости мушкетерами, не изуродованными интеллектом гвардейцами, безвольным фанфароном-королем, его не менее комичным соперником в делах сердечных ‒ герцогом Бэкингемом, а, главное, великим и ужасным гроссмейстером ‒ кардиналом Ришелье. Именно он, ловкий интриган и хитроумный политик, оказывается той силой, что безжалостно вертит фигурами и, кажется, не собирается исповедоваться перед потомками за свою неутолимую жажду власти.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Василия ВАГИНА, Виктора ДМИТРИЕВА и Дарьи ЖБАНОВОЙ