«Музыка для нас»: рождественский раритет для слушателей и исполнителей

0
1567

Камерный ансамбль «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук на своих концертных выступлениях не только делится с новосибирскими слушателями известными сочинениями, но и изумительными находками в профессиональной трактовке старинной музыки. 15 января в НОВАТе состоялся уникальный спектакль-концерт, на котором впервые в России была исполнена «Рождественская кантата» итальянского композитора эпохи барокко Алессандро Страделлы.

— В коллективе театра также есть блестящие музыканты во главе с Натальей Жук, они известны своими инструментальными программами, — рассказывает художественный руководитель проекта, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев. — Но в этот раз, придумывая новый формат выступлений, мне хотелось показать всю изысканную театральность этой музыки и дать начало новому направлению именно спектаклей-концертов. В премьерном спектакле-концерте из цикла «оперных раритетов» приняли участие артисты оперы, которые работают в нашем театре первый сезон — это Диана Белозор (Ангел), Елизавета Целикова (Святой Иосиф), Андрей Денисов (Первый Пастух), Артем Акимов (Злой гений). Я думаю, что наряду с такими именитыми солистами, как Ирина Новикова (Дева Мария) и Юлия Шагдурова (Второй Пастух), они показали себя в прекрасном качестве. Этот цикл направлен также и на обогащение вокального и артистического диапазона наших солистов, чтобы они овладели разными стилями и техниками.

Помимо новых голосов оперной труппы в постановке «Рождественской кантаты» принял участие молодой ассистент режиссера, также работающий в театре первый сезон, выпускник ГИТИСа по специальности «режиссер музыкального театра», ученик Александра Тителя, Игорь Бондаренко. В беседе с Вячеславом Стародубцевым было сказано много теплых слов в его адрес:

— Я очень рад, что у нас появился мой ассистент, замечательный режиссер, который как раз и специализируется на барочной музыке, что является большой редкостью. Исполнение Рождественской кантаты стало возможным благодаря тому, что Игорь, во-первых, смог получить ноты сочинения, во-вторых, создал авторский перевод текста, в-третьих, сделал музыкальную редакцию совместно с выпускником Московской консерватории Георгием Кривашеевым.

Воплощение сценического проекта в фойе театра — в пространстве с великолепной акустикой и прекрасным световым решением, создающим присущее атмосфере жанра таинство, было воодушевленно принято музыкантами камерного ансамбля «Музыка для нас». Для лучшего понимания уникального формата театральных концертов Наталья Жук рассказала об истории создания коллектива, о специфике его работы и нюансах исполнительской «кухни».

— Наш коллектив существует очень давно — 15 лет. Формат «фойешных» концертов был придуман Теодором Курентзисом, позже мы несколько переформатировали систему, уделив внимание музыке оперного жанра. Теодор профессионально открыл нам мир барочной музыки — он передал нам знания об особенностях стилистики и исполнительской интерпретации.

С нами выступают такие замечательные исполнители как Ольга Колобова, Ирина Новикова, Алексей Лаушкин, и другие. Хочу поблагодарить своих коллег-музыкантов, которые заняты в нашем любимом проекте — Татьяну Янковскую (флейта), Якова Наговицина (флейта и рекордер), Илью Карманова (фагот), Юлию Кузову (скрипка), Эльмиру Харину (альт), Ивана Салтыкова (альт), Антона Пахарукова (виолончель), Владимира Драницу (контрабас), Ирину Немову (клавесин).

— Какие задачи были первостепенными при создании коллектива?

— Прежде всего, это творческая самореализация, которую каждый музыкант хочет получить в своей профессиональной жизни. Безусловно, в наших программах мы стараемся исполнять редко звучащие сочинения композиторов эпохи барокко для очень узкого круга слушателей. В нашем случае — это органичный, камерный формат фойе театра, подразумевающий минимальное расстояние между исполнителем и слушателем.

Мы владеем громадным ресурсом, в который входят ведущие солисты оперы с прекрасными голосами. Им самим интересно исполнять не только репертуарные произведения, но и осваивать новые для них стили и исполнительское пространство.

— На спектакле-концерте создавалась иллюзия, что монументальное пространство сделалось вдруг камерным, и в нем звучала серьезная музыка в «элитном» кругу талантливых музыкантов и тонких слушателей.

— Попадая в театр, человек погружается в нереальную атмосферу, в которой гармоничная музыка действительно лечит — каждый в ней услышит то, что резонирует с его душой, быть может, это счастливые моменты, или же потери… Я часто замечаю, как при исполнении арии Ириной Новиковой люди в зале сидят и плачут. Именно за этим слушатели идут в оперный театр, чтобы пережить чувственно-эмоциональный момент.

— Вы упомянули Ирину Новикову, но ведь у вас в спектакле-концерте принимали участие исполнители, имена которых для многих, сидящих в зале, были совсем новыми?

— В Рождественской кантате были задействованы артисты, делающие первые шаги на серьезном профессиональном уровне. Оперный певец — это огромный труд, вбирающий и работу над голосом, и понимание того, о чем ты поешь, и умение донести до слушателя свою идею. Становление музыканта не заканчивается обучением в консерватории — это лишь ремесло. У каждого свой узор судьбы, и я думаю, что для молодых ребят полезно начинать сценический опыт именно с подобного формата — чем чаще ты выходишь к слушателю, тем больше ты приобретаешь и анализируешь свое исполнительское мастерство.

— Сколько Вы уделяете времени на подготовку программы?

— В среднем мы можем готовить одну программу месяц, в год — программ девять — десять. На подобные проекты требуется больше времени.

— «Музыка для нас» — это для кого?

—  Для всех! «Музыка для нас» — это и для слушателей, и для исполнителей! Именно такой смысл заложен в названии нашего коллектива.

Ася СУШЛЯКОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Евгений ИВАНОВ

Ранее в «Новой Сибири»

Дебютанты НОВАТА перешли на ведущие балетные партии

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.