Актуальная тема концертных залов
Получилось так, что уходящий год акцентировал внимание на теме концертного зала Новосибирской филармонии: она вышла на одну из лидирующих позиций музыкальной жизни города. Десятилетие главной концертной площадки города — Государственного концертного зала имени Арнольда Каца — отмечалось в начале осени: первые слушатели посетили открытие 11 сентября 2013 года — оно прошло с участием звездного состава исполнителей — прославленного Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Спивакова, солировал Вадим Репин.
Юбилейную дату филармония отметила программами с участием пианиста Николая Луганского — эксклюзивного артиста Московской филармонии: совместно с симфоническим оркестром он исполнил Рахманинова.
В прошедшее десятилетие зал имени Арнольда Каца не только принимал знаменитых музыкантов, устраивал интереснейшие проекты, — он еще и стал центральной площадкой юбилейного Транссибирского арт-фестиваля под руководством Вадима Репина, проходившего весной. Одним из условий его появления в 2013 году, собственно, и стало открытие этого зала.
С началом лета, первого июня, громко — звучанием сразу восьми роялей заявила о себе нестандартная, эксклюзивная концертная площадка в бизнес-центре Лига-Капитал, получившая название «Творческое пространство Арт-Лига». Вряд ли еще где-то можно найти похожий зал, где можно услышать восемь-десять роялей разных марок и возрастов, иные из которых гораздо старше Новосибирска. В сентябре здесь начинался Восьмой Международный фестиваль фортепианных дуэтов «Сибирские ассамблеи». Затем состоялся вечер памяти легендарной пианистки и педагога Мери Лебензон, ушедшей из жизни три года назад. На ее рояле, который теперь также вошел в семью Арт-Лиги, играли ведущие пианисты Новосибирска нескольких поколений, воспитанники школы Лебензон. А декабрь пригласил на сольный концерт яркого молодого пианиста этой школы — лауреата международных конкурсов Марка Парфенова.
Но этим тема городских концертных залов не исчерпана. В конце ноября состоялось неоднократно переносившееся открытие преобразившегося, реконструированного Большого зала консерватории, ранее — лучшего акустического зала Новосибирска, известного своим — пока что с молчащим, не отремонтированным полностью — органом (давно вынесенным в визуальную символику нашего музыкального вуза), без которого зал уже не воспринимается как полноценный художественный комплекс.
Старший и младший органы
Но вот в начале осени на помощь новосибирцам приходит новый духовой орган, возведенный в Кафедральном соборе Преображения Господня, словно на выручку своему старшему брату… Конечно, они не соперники, эти инструменты, у каждого свои особенности, свое предназначение. Все же концертный зал очень отличается от пространства собора: здесь своя акустика, определенная атмосфера, и даже категория «вдохновение» приобретает здесь особый смысл.
Филиппинская фирма Diego Cera Organbuilders, построившая орган, располагается в столице Филиппин Маниле и Лас-Пиньясе, историческом городе, известном на весь мир сохранившимся еще с испанской эпохи бамбуковым органом XIX века: имя его создателя — монаха-августинца Диего Сера стало названием фирмы. Новосибирский орган выпущен под номером 40. И надо сказать, что он не единственный в России — четырьмя годами ранее во время празднования 25-летия фирмы, она установила орган во Владивостоке.
Несмотря на свое восточное происхождение, новый орган выполнен в немецкой классической традиции, «заточен» под музыку эпохи барокко — произведения Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Такими были условия заказчиков, и этим требованиям вполне отвечала специализация фирмы и ее главы — Сэлвина Тагле, который прошел обучение в Австрии и Германии, реставрируя различные инструменты. Учитывая пожелания новосибирских органистов, он решил так проинтонировать орган, чтобы можно было играть произведения других эпох.
К тому же у нового органа есть совершенно несвойственные его старшему коллеге опции. Это трубы «шамад», которые сразу приковывают внимание, поскольку располагаются горизонтально. И просто невозможно не отреагировать на их яркий «сияющий» звук, больше свойственный испанской традиции. Еще здесь есть регистр «птичьих голосов» и спецэффект Цимбельштерн: золотая звездочка на фасаде органа не просто украшает инструмент, она рождает праздничное колокольное звучание.
У нашего нового храмового органа 24 регистра, два мануала (органные клавиатуры), около полутора тысяч труб. Он был доставлен в Новосибирск в мае этого года, установлен в июле-августе. У концертного органа Большого зала консерватории три мануала, 43 регистра, соответственно и количество труб как минимум в два раза больше.
Орган собора был возведен с ноля менее чем за шесть лет. Посмотрим, уложится ли ремонт инструмента консерватории, проходящий без особых качественных преобразований, хотя бы в пятилетку. На ожидания нам отводится год.
Впервые на большой сцене
Понятно, что каждый концерт содержит определенное открытие для слушателей — ведь концертный сезон представляет собой калейдоскоп событий, имен, проектов. Но все же действующие системы абонементов, знакомые и любимые коллективы и медийные лица гастролеров образуют некую определенность в слушательских ожиданиях. И совершенно особая ситуация — с первым выходом на большую сцену никому не известных юных музыкантов: студентов, а то и школьников. До сих пор как огромную удачу новосибирцы вспоминают, тот случай, когда им довелось оказаться на спонтанно организованном в Доме актера незапланированном концерте Дмитрия Хворостовского, абсолютно неизвестного тогда молодого человека, начинающего певца из Красноярска, сделавшего в скорости такую блистательную вокально-артистическую карьеру.
В середине ноября впервые филармоническая публика увидела новое музыкальное поколение: полтора десятка юных артистов: будущих солистов, оркестрантов, джазменов… Причем выступали они с большим профессиональным оркестром в Камерном зале филармонии. Концертный духовой оркестр, основанный 30 лет назад маэстро Кацем, представлял в этом необычном концерте своих учеников: студентов музыкального колледжа имени Аскольда Мурова и учащихся специальной музыкальной школы-десятилетки (НСМШ). Вместе специально к Году педагога они приготовили программу «Наследники традиций», в которую вошли произведения композиторов разных стран и эпох, музыка Моцарта, Чайковского и Дунаевского, мюзикл и джаз. Звучали флейта и гобой, саксофон и бас-гитара, фагот, кларнет, валторна, труба и тромбон, еще и джазовый вокал. И конечно же, свое 30-летие Концертный духовой оркестр отметил специальным концертом с участием коллег и друзей-музыкантов, напомнив «Нашей юности оркестр».
Нашлось в ноябрьской афише место и для новой музыки. Композиторы Сибири не то, чтобы не известны и не исполняемы — нет, их произведения звучат в различных программах, но, надо признать, что это бывает совсем не часто. День музыки Сибири, уже несколько лет как ставший традицией, представил публике сибирскую музыку, и недавно, даже только что созданную, и полувековой давности.
Фестивальная тема
Уходящий год преподнес публике колоритные фестивальные сюжеты, начиная с того, что носит странное имя «мARTовский код» и уже упомянутого Транссиба, и заканчивая ХV Международным Рождественским фестивалем искусств.
Участница завершающего фестивального концерта — китайская пианистка малайзийского происхождения Клаудиа Янг не впервые выходит на сцену в Новосибирске. Ее знакомство с концертным залом имени Каца и Новосибирским симфоническим оркестром произошло несколько лет назад на Транссибирском Арт-фестивале, когда она исполняла фортепианный концерт «Сон в красном тереме» (по мотивам классического романа Цао Сюэциня), созданный ею в соавторстве с венгерским композитором Дьюлой Фекете.
— Прежде всего, когда я получила приглашение приехать в Новосибирск, я вспомнила прекрасный зал, где играла в 2019-м году, прекрасных музыкантов. Я приехала сюда — и я дома, я счастлива, — признается наша гостья.
На этот раз она привезла новый Концерт для фортепиано с оркестром — «Легенда о Морском шелковом пути», написанный по мотивам национальной музыки и посвященный теме странствий. Его исполнение в Новосибирске стало российской премьерой. Эксклюзивный проект создавался по заказу Центра международного культурного обмена «Шелковый путь» в Китае, художественным руководителем которого и является пианистка Клаудия Янг. Вот что она рассказывает об этом.
— Произведение было задумано мною, эта идея пришла в голову мне. Я очень долго искала композитора, который бы в тандеме со мной воплотил ее, пригласила Джона Ленехана, композитора из Великобритании, и вместе мы проделали такой интереснейший путь. Я из Китая, но родилась в Малайзии, и очень люблю азиатскую культуру, азиатские страны. Они похожи, но тем не менее очень разнообразны. 600 лет назад один китайский генерал, офицер из династии Мин проделал серьезный путь через все эти страны. И мы теперь вместе с ним отправимся через эти страны по этому морскому пути, собирая культурное наследие, культурные сокровища азиатских стран. Я должна была исполнять это сочинение впервые в 2022 году, но из-за истории с пандемией все было непросто, мировая премьера состоялась в этом июле с китайским оркестром, и это было прекрасно. И то, что я здесь впервые вывожу это произведение за пределы Китая и играю его с русским оркестром, это просто божье благословение. Это рождественское настроение, это интересная музыка, посмотрите, как я одета, я постаралась передать национальный колорит. Я очень люблю Россию, много где была: Москва, Новосибирск, Владикавказ, Санкт-Петербург, и у нас серьезные, плотные отношения, в будущем году будет юбилей наших отношений — России и Китая, что мы тоже будем отмечать, и у нас большое будущее.
Фестивальная публика по достоинству оценила предоставленную премьеру, ее восточный колорит, затейливые ритмы и пряные ориентальные гармонии. В оркестровую ткань нового концерта органично вплетены, вшиты самобытные, незнакомые, полные экзотики песни стран Азии, не только Китая — Сингапура, Вьетнама, Брунея, Лаоса, Камбоджи, Филиппин, Тайланда, Мьянмы, Индонезии, Малайзии.
— Да, на самом деле все мелодии народные. — Подтверждает пианистка. — Было трудно выбрать, так как в Китае их масса, было очень интересно сделать такую сцепку, ансамбль, чтобы одно переходило в другое, перетекало, и заканчивается все малазийской замечательной фольклорной детской песенкой. Песней моей родины.
***
Тема путешествия, как и сам образ Китая отнюдь не были исчерпаны исполнением «Легенды о Морском шелковом пути» на закрытии музыкальной программы ХV Рождественского фестиваля искусств. Как по заказу в продолжение этой истории Новосибирский симфонический оркестр и сам уже отправился в путешествие на восток, а именно — на гастроли в Китай. 80 музыкантов оркестра везут две программы, которые исполнят под управлением китайского дирижера Ли Бяо, выступавшего ранее в Новосибирске, большого почитателя творчества Чайковского. Гастрольный тур коллектива завершится концертом в Пекине 3 января.
Главенствует, как и следует ожидать, русская музыка — произведения Глинки, Чайковского, Мусоргского. Здесь и увертюра к опере «Руслан и Людмила», и вальсы из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», знаменитые «Картинки с выставки» и Четвертая симфония Чайковского.
В гастрольной папке также культовое произведение китайской культуры — Концерт для фортепиано с оркестром «Желтая река». Он считается одним из самых известных в мире сочинений китайской оркестровой музыки и отражает историю страны в ХХ веке. Лишь скрипичный концерт «Бабочки-любовники», как утверждают специалисты, может соперничать с «Желтой рекой» по степени популярности у китайских исполнителей.
Что ж, возможно, и новосибирцам представится возможность услышать эту неизвестную у нас музыку в ходе ответного визита китайских коллег. Но в любом случае это произойдет уже не в этом году.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Кафедральный собор Преображения Господня; Новосибирская филармония
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский музыкальный театр вновь испытает магию оперетты
Екатерина Воронцова: Если бы не было Керубино, не было бы «Свадьбы Фигаро»