Надежда Нестерова: Идти вперед, наслаждаясь каждым моментом жизни

0
1991

Надежда Нестерова, солистка НОВАТа, лауреат международных конкурсов, словно воплотила идею прозрения, спев заглавную партию в первой премьере и фактически первом спектакле нового 76-го сезона Новосибирского театра оперы и балета «Иоланта». А спустя месяц, в последних числах октября, она вышла к филармонической публике Камерного зала с Русским академическим оркестром под управлением Рустама Дильмухаметова в программе «Осень. Музыка. Любовь».

— Это не первое ваше выступление с известным музыкальным коллективом, хотя не сказать, что вы много работаете вместе.

— Да, всего-то второе.

— Чем это сотрудничество привлекательно для вас? Все же это очень отличается от вашей привычной работы в опере.

— Конечно, отличается. Но на самом деле все-таки Новосибирск город в плане музыкальном не такой большой. Мы все друг друга знаем, и знаем все коллективы в филармонии, заочно либо лично. Ну а в этом оркестре я многих знаю лично. И с Рустамом Дильмухаметовым, прекрасным дирижером, мы знакомы и уже сотрудничали. Вообще, о Русском академическом оркестре, старейшем в Сибири, думаю, все наслышаны. Я сама точно знаю, что это замечательный коллектив, очень профессиональный, все его артисты очень ответственные, с ними приятно работать на сцене. И всегда есть это ощущение, что они одно целое, а это так важно.

— Несомненно. Как и то, что для солиста оперы совсем не лишне пробовать себя и в других сферах. Происходит своего рода расширение вашего поля зрения, появляется другой жанр, другие краски в вашей палитре…

— Да, это так. Другой жанр, и другая музыка, которую ты не исполнишь в оперном театре. Здесь есть возможность поискать свои границы, так скажем. Попробовать что-то новое, интересное. Может быть, даже раздвинуть свои границы. Сегодня были произведения, которые до этого я никогда не пела. И мы решили, что можно попробовать сделать это вместе. И мне показалось, что это удалось нам — чего-то добиться, какого-то интересного результата.

— Прежде всего, наверное, это знаменитые танго Астора Пьяццоллы. Плюс заключительное, неизвестное для публики произведение «Сын Луны». Конечно, было видно и слышно, что это как раз то самое новое, что вы еще не делали, будоражащее вас, увлекающее, и это ощущение передалось зрителям. Вы же должны были слышать неистовые восторженные крики «браво!» с галерки!

— Да (Смеется.) Меня даже спросили: «Не ваш ли это «подсадной»?» Нет, не мой. Мы решили попробовать вставить в этот концерт наряду с традиционными композициями (русским романсом и итальянской песней) Пьяццоллу. Несмотря на то что программа была такой «разношерстной», все равно получилось очень интересно это скомпоновать, показать как раз «Музыку, Любовь, Осень» — вот эти чувства осветить с разных сторон, от разных композиторов, в разных стилях. И в целом мне показалось, что концерт очень хорошо и естественно лег на этот осенний день, был интересен в плане того, что можно было представить в этот день с этой музыкой. И несмотря на то что она была настолько разная, я чувствовала себя абсолютно комфортно.

— Концерт выстраивался действительно очень интересно, пожалуй, даже неожиданно для публики, все более интригующе к финалу. Вы с Владимиром Огневым, еще одним солистом концерта, взаимодополняли друг друга, контрастируя в то же время и уже этим создавая интригу двух абсолютно полярных артистов на сцене… Но расскажите о вашем основном месте работы… Что происходит в последние пять-шесть лет в театре оперы и балета, мы знаем. А как складывается и развивается ваша творческая жизнь в НОВАТе с момента поступления до сегодняшнего дня?

— Наверное, происходит становление меня как музыканта. Когда ты только приходишь в театр, то счастлив любой возможности прикоснуться к этому миру, выйти на сцену. Ты ходишь на все репетиции, слушаешь своих коллег, учишься. Наверное, только придя в театр, я по-настоящему осознала, что моя профессия — это не просто работа и часть моей жизни, это и есть сама моя жизнь. На сцене, за кулисами, дома. Постоянное развитие, погружение в материал, упорная работа — это то, что сопровождает музыканта каждый день. Я благодарна тому, что мне посчастливилось поработать за это время с огромными мастерами своего дела, с дирижерами, режиссерами, певцами. Столько уже любимых партий вошли в мою жизнь за это время... Из последнего это, конечно, Иоланта и докарантинная постановка «Фальстафа» Верди, моя Алиса Форд. Одним из незабываемых событий был мастер-класс великой Ренаты Скотто. Возможность поработать с легендой, вдохновением и эталоном оперы для меня бесценна.

— С 2014 года, времени вашего присоединения к труппе Новосибирского театра оперы и балета, вы участвовали в десятке, если не больше, постановок. Ваша Адина в «Любовном напитке», помню, была высоко оценена сайтом Belcanto, специализирующемся на событиях мировой оперы. Зрителям интересны и ваши Недда в «Паяцах», Мюзетта в «Богеме»… Но вот еще особая область работы театра и лично вашей — спектакли для детей на Малой сцене. Тут вы и хитрая коварная Лиса в «Теремке», и прекрасная Принцесса в сказке «Кот в сапогах»…

— Участие в детских спектаклях — это своего рода экзамен. Детей нельзя обмануть. Ты либо правда Принцесса или Кукла, или… Или все — тебе уже не верят, и это все понарошку. Мы пытаемся затянуть детей в наш сказочный мир на время спектакля, и если это удается, и они верят в эту магию театра — значит, мы можем надеяться, что они будут развиваться в этом направлении, и в их жизни всегда будет место для театра. Наверное, для меня это самое важное.

— Вы учились в Новосибирской государственной консерватории в классе известного музыканта, профессора, заслуженной артистки России Татьяны Горбуновой. Сейчас она возглавляет вокальную кафедру консерватории, воспитала много талантливых студентов. Она пела не только в Новосибирской опере, но и в легендарном «Ла Скала», и еще на других знаменитых оперных сценах Европы. Продолжаете ли консультироваться у своего педагога?

— Я горжусь тем, что училась у Татьяны Валерьевны. Она для меня настоящий пример правильного отношения к своей профессии, к голосу. Невероятная певица! Она настоящий музыкант, большой артист и пытается с первого дня прививать чувство уважения к своему делу. Да, мы дружны, я часто обращаюсь к ней за советом и всегда получаю поддержку с ее стороны.

— Кто еще оказал или оказывает на вас, ваше творчество и личность наибольшее влияние? Кто ваши кумиры?

— Я люблю слушать старые записи великих мастеров. И до сих пор часто открываю новые имена для себя. Из любимых, конечно, Мария Каллас, Рената Скотто, а еще — Мирелла Френи, Анна Моффо, Монтсеррат Кабалье, Даниелла Десси, Леонтин Прайс, Джеси Норман, Гена Димитрова, Христа Людвиг, Мэрилин Хорн… Этот список можно продолжать очень долго. Певицы того времени были совершенно потрясающие.

— Как вы пережили пять месяцев вынужденного сценического простоя, вызванного карантином?

— Карантинное время далось довольно нелегко, но не скажу, что оно прошло впустую. Даже очень продуктивно. Ведь, как сказал наш музыкальный руководитель: самое страшное — выйти на сцену и осознать, что ты «не в форме». Так что я продолжала заниматься дома ежедневно, правда, в постоянном тревожном ожидании визита соседей, которые положат этому конец. Но, как выяснилось впоследствии, соседи за это время с удовольствием обогатились познаниями оперного сопранового репертуара. В обычное время не всегда успеваешь уделить время многим вещам, а в этот период можно было посвятить себя изучению языков и чтению. Так что время я провела продуктивно, хотя лучше бы такого не повторять! Хотелось бы жить и работать, выходить на сцену.

— 19 сентября с успехом прошла первая посткарантинная премьера — «Иоланта» с вашим участием. Наступил долгожданный момент «прозрения»?

— Спустя шесть месяцев вновь выйти на сцену — ощущение непередаваемое. Такого долгого перерыва не было никогда. Но поэтому и день этот был действительно особенный. Как будто и вправду Иоланта жила много времени во тьме и вот прозрела. Наша подготовка спектакля длилась около месяца, все истосковались по музыке, театру и выкладывались на каждой репетиции на все сто процентов. Счастье — вновь вернуться на сцену в такой красивой постановке, в заглавной партии. Незабываемые эмоции!

— Что вы считаете своим главным достижением на сегодня?

— Мое главное достижение, по моему мнению, это то, что я поняла для себя, что главная радость не в конечной цели, будь то новая постановка, роль, новый репертуар, а в самом пути. В проживании каждого отрезка, каждого момента исканий, проб и ошибок, маленьких побед и неожиданных открытий. И от этого радость от нахождения в своей профессии становится просто невероятно огромной.

— Какие теперь первоочередные задачи вы перед собой ставите?

— У меня всегда одна задача — не останавливаться на достигнутом. Сегодня достигнутая тобой цель — это победа, а завтра — это уже предыдущий опыт. Нужно идти вперед, наслаждаясь каждым моментом.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.