Надежда Нестерова, солистка НОВАТа, лауреат международных конкурсов, словно воплотила идею прозрения, спев заглавную партию в первой премьере и фактически первом спектакле нового 76-го сезона Новосибирского театра оперы и балета «Иоланта». А спустя месяц, в последних числах октября, она вышла к филармонической публике Камерного зала с Русским академическим оркестром под управлением Рустама Дильмухаметова в программе «Осень. Музыка. Любовь».
— Это не первое ваше выступление с известным музыкальным коллективом, хотя не сказать, что вы много работаете вместе.
— Да, всего-то второе.
— Чем это сотрудничество привлекательно для вас? Все же это очень отличается от вашей привычной работы в опере.
— Конечно, отличается. Но на самом деле все-таки Новосибирск город в плане музыкальном не такой большой. Мы все друг друга знаем, и знаем все коллективы в филармонии, заочно либо лично. Ну а в этом оркестре я многих знаю лично. И с Рустамом Дильмухаметовым, прекрасным дирижером, мы знакомы и уже сотрудничали. Вообще, о Русском академическом оркестре, старейшем в Сибири, думаю, все наслышаны. Я сама точно знаю, что это замечательный коллектив, очень профессиональный, все его артисты очень ответственные, с ними приятно работать на сцене. И всегда есть это ощущение, что они одно целое, а это так важно.
— Несомненно. Как и то, что для солиста оперы совсем не лишне пробовать себя и в других сферах. Происходит своего рода расширение вашего поля зрения, появляется другой жанр, другие краски в вашей палитре…
— Да, это так. Другой жанр, и другая музыка, которую ты не исполнишь в оперном театре. Здесь есть возможность поискать свои границы, так скажем. Попробовать что-то новое, интересное. Может быть, даже раздвинуть свои границы. Сегодня были произведения, которые до этого я никогда не пела. И мы решили, что можно попробовать сделать это вместе. И мне показалось, что это удалось нам — чего-то добиться, какого-то интересного результата.
— Прежде всего, наверное, это знаменитые танго Астора Пьяццоллы. Плюс заключительное, неизвестное для публики произведение «Сын Луны». Конечно, было видно и слышно, что это как раз то самое новое, что вы еще не делали, будоражащее вас, увлекающее, и это ощущение передалось зрителям. Вы же должны были слышать неистовые восторженные крики «браво!» с галерки!
— Да (Смеется.) Меня даже спросили: «Не ваш ли это «подсадной»?» Нет, не мой. Мы решили попробовать вставить в этот концерт наряду с традиционными композициями (русским романсом и итальянской песней) Пьяццоллу. Несмотря на то что программа была такой «разношерстной», все равно получилось очень интересно это скомпоновать, показать как раз «Музыку, Любовь, Осень» — вот эти чувства осветить с разных сторон, от разных композиторов, в разных стилях. И в целом мне показалось, что концерт очень хорошо и естественно лег на этот осенний день, был интересен в плане того, что можно было представить в этот день с этой музыкой. И несмотря на то что она была настолько разная, я чувствовала себя абсолютно комфортно.
— Концерт выстраивался действительно очень интересно, пожалуй, даже неожиданно для публики, все более интригующе к финалу. Вы с Владимиром Огневым, еще одним солистом концерта, взаимодополняли друг друга, контрастируя в то же время и уже этим создавая интригу двух абсолютно полярных артистов на сцене… Но расскажите о вашем основном месте работы… Что происходит в последние пять-шесть лет в театре оперы и балета, мы знаем. А как складывается и развивается ваша творческая жизнь в НОВАТе с момента поступления до сегодняшнего дня?
— Наверное, происходит становление меня как музыканта. Когда ты только приходишь в театр, то счастлив любой возможности прикоснуться к этому миру, выйти на сцену. Ты ходишь на все репетиции, слушаешь своих коллег, учишься. Наверное, только придя в театр, я по-настоящему осознала, что моя профессия — это не просто работа и часть моей жизни, это и есть сама моя жизнь. На сцене, за кулисами, дома. Постоянное развитие, погружение в материал, упорная работа — это то, что сопровождает музыканта каждый день. Я благодарна тому, что мне посчастливилось поработать за это время с огромными мастерами своего дела, с дирижерами, режиссерами, певцами. Столько уже любимых партий вошли в мою жизнь за это время... Из последнего это, конечно, Иоланта и докарантинная постановка «Фальстафа» Верди, моя Алиса Форд. Одним из незабываемых событий был мастер-класс великой Ренаты Скотто. Возможность поработать с легендой, вдохновением и эталоном оперы для меня бесценна.
— С 2014 года, времени вашего присоединения к труппе Новосибирского театра оперы и балета, вы участвовали в десятке, если не больше, постановок. Ваша Адина в «Любовном напитке», помню, была высоко оценена сайтом Belcanto, специализирующемся на событиях мировой оперы. Зрителям интересны и ваши Недда в «Паяцах», Мюзетта в «Богеме»… Но вот еще особая область работы театра и лично вашей — спектакли для детей на Малой сцене. Тут вы и хитрая коварная Лиса в «Теремке», и прекрасная Принцесса в сказке «Кот в сапогах»…
— Участие в детских спектаклях — это своего рода экзамен. Детей нельзя обмануть. Ты либо правда Принцесса или Кукла, или… Или все — тебе уже не верят, и это все понарошку. Мы пытаемся затянуть детей в наш сказочный мир на время спектакля, и если это удается, и они верят в эту магию театра — значит, мы можем надеяться, что они будут развиваться в этом направлении, и в их жизни всегда будет место для театра. Наверное, для меня это самое важное.
— Вы учились в Новосибирской государственной консерватории в классе известного музыканта, профессора, заслуженной артистки России Татьяны Горбуновой. Сейчас она возглавляет вокальную кафедру консерватории, воспитала много талантливых студентов. Она пела не только в Новосибирской опере, но и в легендарном «Ла Скала», и еще на других знаменитых оперных сценах Европы. Продолжаете ли консультироваться у своего педагога?
— Я горжусь тем, что училась у Татьяны Валерьевны. Она для меня настоящий пример правильного отношения к своей профессии, к голосу. Невероятная певица! Она настоящий музыкант, большой артист и пытается с первого дня прививать чувство уважения к своему делу. Да, мы дружны, я часто обращаюсь к ней за советом и всегда получаю поддержку с ее стороны.
— Кто еще оказал или оказывает на вас, ваше творчество и личность наибольшее влияние? Кто ваши кумиры?
— Я люблю слушать старые записи великих мастеров. И до сих пор часто открываю новые имена для себя. Из любимых, конечно, Мария Каллас, Рената Скотто, а еще — Мирелла Френи, Анна Моффо, Монтсеррат Кабалье, Даниелла Десси, Леонтин Прайс, Джеси Норман, Гена Димитрова, Христа Людвиг, Мэрилин Хорн… Этот список можно продолжать очень долго. Певицы того времени были совершенно потрясающие.
— Как вы пережили пять месяцев вынужденного сценического простоя, вызванного карантином?
— Карантинное время далось довольно нелегко, но не скажу, что оно прошло впустую. Даже очень продуктивно. Ведь, как сказал наш музыкальный руководитель: самое страшное — выйти на сцену и осознать, что ты «не в форме». Так что я продолжала заниматься дома ежедневно, правда, в постоянном тревожном ожидании визита соседей, которые положат этому конец. Но, как выяснилось впоследствии, соседи за это время с удовольствием обогатились познаниями оперного сопранового репертуара. В обычное время не всегда успеваешь уделить время многим вещам, а в этот период можно было посвятить себя изучению языков и чтению. Так что время я провела продуктивно, хотя лучше бы такого не повторять! Хотелось бы жить и работать, выходить на сцену.
— 19 сентября с успехом прошла первая посткарантинная премьера — «Иоланта» с вашим участием. Наступил долгожданный момент «прозрения»?
— Спустя шесть месяцев вновь выйти на сцену — ощущение непередаваемое. Такого долгого перерыва не было никогда. Но поэтому и день этот был действительно особенный. Как будто и вправду Иоланта жила много времени во тьме и вот прозрела. Наша подготовка спектакля длилась около месяца, все истосковались по музыке, театру и выкладывались на каждой репетиции на все сто процентов. Счастье — вновь вернуться на сцену в такой красивой постановке, в заглавной партии. Незабываемые эмоции!
— Что вы считаете своим главным достижением на сегодня?
— Мое главное достижение, по моему мнению, это то, что я поняла для себя, что главная радость не в конечной цели, будь то новая постановка, роль, новый репертуар, а в самом пути. В проживании каждого отрезка, каждого момента исканий, проб и ошибок, маленьких побед и неожиданных открытий. И от этого радость от нахождения в своей профессии становится просто невероятно огромной.
— Какие теперь первоочередные задачи вы перед собой ставите?
— У меня всегда одна задача — не останавливаться на достигнутом. Сегодня достигнутая тобой цель — это победа, а завтра — это уже предыдущий опыт. Нужно идти вперед, наслаждаясь каждым моментом.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»