Вполне предсказуемой сенсацией для новосибирских киноманов стала новость о том, что новый фильм Андрея Звягинцева вошел в шорт-лист премии «Оскар».
Этот фильм большинство критиков оценивают, как очень «европейский», то есть он, в отличие от «Левиафана», в большей степени должен соответствовать вкусам и запросам наших западных соседей. И все же, популярность Звягинцева продолжает расти с каждым годом и у нас: в голосовании «Человек года-2017», проведенном на Sobesednik.ru, режиссер опередил модного Кирилла Серебренникова, а заодно и Андрея Кончаловского с Дэвидом Линчем. За режиссерскую работу он получил национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон», в Австралии был награжден азиатским «Оскаром», вошел в число номинантов российской кинематографической премии «Золотой орёл». Последняя его картина уже получила приз жюри Каннского кинофестиваля и номинирована на две американские премии — «Золотой глобус» и Independent Spirit Awards, а в начале будущего года Нью-Йоркский музей современного искусства представит ретроспективу его киноработ.
Но для новосибирцев Звягинцев особый персонаж, все же он наш знаменитый на весь мир земляк. Да и сам Андрей Петрович Новосибирск не забывает: в его последних фильмах снимались в небольших ролях наши краснофакельцы Константин Телегин, Константин Колесник и Ирина Кривонос. Константин Телегин говорит, что Звягинцев был на нескольких спектаклях с его участием, и ему понравилась и игра, и фактура актера. «Вот только уже второй фильм — и «Левиафан», и «Нелюбовь» — дальше эпизода у нас сотрудничество пока не идет, — переживает актер. — Я надеюсь, что моя лучшая работа у Звягинцева еще впереди».
Звягинцев — самый фестивальный режиссер современного кинематографа, он обладает всеми качествами, необходимыми для мирового коммерческого успеха. Кроме того, он не чуждается и своеобразного популизма. Организатор культового конкурса «Слово года» лингвист Михаил Эпштейн считает, что лично для него название нового фильма Звягинцева наиболее точно характеризует нынешнее состояние нашего общества.
Престижных наград у Звягинцева накопилось уже очень много, а вот с финансированием на родине у него возникают серьезные проблемы. Новосибирский киновед Алексей Кожемякин вполне резонно замечает по этому поводу, что после выхода «Левиафана» трудно было ожидать чего-то другого — ведь отношение к «антипатриотическому» фильму было высказано почти что на государственном уровне, поэтому режиссеру пока не приходится ожидать господдержки.
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»