Артисты театра Моссовета показали, как пробраться к тексту Островского и развеселить публику.
ДВА ДНЯ подряд на большой сцене новосибирского «Глобуса», превращенной временно в камерный зал, шел спектакль театра имени Моссовета «Не все коту масленица». Роли исполнили артисты Елена Валюшкина, Евгений Стеблов, Александра Кузенкина, Станислав Бондаренко и Ольга Анохина. Пьесу А. Островского поставил столичный режиссер Виктор Шамиров, больше известный своими бурными антрепризными экзерсисами, нежели переосмыслением русской классики.
«Не все коту масленица» — самое хрестоматийное и вместе с тем легкомысленное название нынешней театральной программы, в активе которого три номинации на «Золотую маску». С одной стороны, образчик отечественной драматургии двухвековой давности. С другой стороны, вполне современное сценическое сочинение без пыли и пафоса высокого штиля и доведенного до точки купеческого языка. Почти фантастическую историю о прогрессивной родительнице и вздорном богатом старике, у которого из-под носа нищий племянник уводит молоденькую невесту, режиссер оформил технически скоромно и смыслово неприхотливо, зато взял иронической отстраненностью. Получилась веселая, местами даже остроумная игра в Островского, вернее с Островским, где мало психологизма, много условностей и большая серьезная работа с интонацией. Переосмысленный и транспонированный на новый век текст мэтра отечественной драматургии звучит настолько остро, свежо, даже дерзко, что автоматически дает индульгенцию невнятной трактовке иных образов и стремительно оскудевающей к финалу режиссерской фантазии.
«Чем мне нравится наш спектакль: мы его очистили от всего, — рассказывает заслуженная артистка России Елена Валюшкина. — И оставили Островского, оставили его текст, оставили эмоции и чувства. И привнесли немного от XXI века, нам это все близко. Мы любим этот спектакль, любим гастроли. И работать в другом пространстве для нас — хороший тренинг».
«Шамиров — достаточно интересный режиссер, — комментирует народный артист России Евгений Стеблов. — Он очень тщательно подходит к выбору артистов. К моему удивлению, у нас сразу все заладилось. Несмотря на его «смурноту» внешнюю, он — человек с очень нежным, чутким сердцем. Он любит Островского. И я люблю Островского. Я себе это в заслугу не ставлю, но так Господь управил, что я всю жизнь, во всех возрастах, был ведущим артистом. В разных театрах, но по большей части — в Театре Моссовета, с 1969 года служу в нем. И я ни одной роли не завалил. Даже есть такая поговорка у меня: «Опять потерпели триумф». Но вот чтобы такой коллектив, ансамбль собрался, чтобы было комфортно и не стыдно ни за кого — редкость. Бывает такое, что стыдно за партнеров. Здесь таких нет. Это заслуга Шамирова. Ансамбль он наладил, выстроил очень хороший. И взаимоотношения все очень связаны: и личностные, и с драматургией. Это очень существенно».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»