На всероссийской кинематографической карте появился еще один фильм с участием новосибирских артистов. Актеры «Красного факела» и Городского драматического театра снялись в короткометражной ленте «У белой воды». Экранизация одноименного рассказа Есенина стала дипломной работой режиссера и сценариста Антона Митько во ВГИКе и дебютной работой в кино для артистки Елены Дриневской.
Антон Митько раньше жил и работал в Новосибирске. Десять лет занимался рекламными съемками, а потом уехал в Москву, чтобы профессионально снимать кино. Поступил на Высшие курсы кино и телевидения Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) и сейчас заканчивает Мастерскую кинорежиссуры Валерия Ахадова. В этом году творческий актив режиссера и сценариста пополнили два коротких метра: 20-минутный «Век-волкодав» по мотивам рассказа Варлама Шаламова и 26-минутная драма «У белой воды», сюжет которой автор фильма нашел в малоизвестных широкой читательской аудитории прозаических опытах Сергея Есенина. Лента стала дипломной работой и вот-вот найдет своего зрителя.
Рассказ «У белой воды» впервые был напечатан в газете «Биржевые ведомости» в 1916 году, остался незамеченным критиками, но много лет спустя неожиданно оказался в фокусе внимания писателей-деревенщиков. Именно этот прозаический текст Валентин Распутин маркировал как сочинение, из которого вышла его деревенская проза. Популярности рассказу признание не прибавило, зато литературоведы опомнились и вознаградили «У белой воды» россыпью исследований, изучив и название, контаминирующее в себе реальный топоним и аллюзию на утопическую страну из русских народных преданий, и пространственные модели, и социокультурную нагрузку, и символику, и фольклорные истоки. Рассказ пользуется популярностью у поклонников художественного слова, иногда мелькает в театральных эскизах, но до кинематографа добрался едва ли не впервые.
Главную и единственную женскую роль в короткометражке, адаптировавшей текст вековой давности к реалиям современного мира, исполнила актриса театра «Красный факел» Елена Дриневская, для которой фильм стал полноценным кинодебютом.
«Вообще Новосибирск не самый кинематографический город и, естественно, у меня нет опыта роботы в кино, — утверждает Елена Дриневская. — Я ‒ только актриса театра, перед камерой никогда ничего не изображала. С театром знакома уже одиннадцать лет, а вот камера ‒ это для меня новое ощущение. Но предложение было очень заманчивым, и я решила рискнуть. “Крючком” для меня стала возможность сыграть главную героиню и, конечно же, сам материал. В театре я не играю героинь. У меня яркие комичные роли, но режиссёра это не остановило. Он видел мои работы на сцене и вместе со своим мастером решил, что по типажу, по внешности и органике на эту роль подхожу именно я, ‒ и я не могла упустить возможность просто попробовать, хотя очень сомневалась».
В тексте Есенина героиню Елены Дриневской зовут Палага. Как жена рыбака она по многу месяцев живет одна, пока муж ходит на промысел. В фильме у героини нет имени. Она ‒ супруга такого же безымянного моряка, которой надолго ушел в море, оставив женщину наедине со знойным летом, томящейся плотью и непреодолимыми желаниями.
«Когда я стала читать сценарий, сразу начала плакать, — рассказывает исполнительница главной роли в фильме «У белой воды» Елена Дриневская. — Сложная, болезненная и драматичная история, написанная Антоном Митько, в меня попала. Я как то сразу почувствовала это состояние, поэтому, когда оказалась на съёмочной площадке, поняла что не нужно играть театрально: вот я, естественная, вот ситуация, вот камера, вот партнёры и, конечно, дубли. Некогда было оценивать и страдать. Времени было мало, хотя успевала и порефклексировать в промежутках. А потом режиссер сказал: “Удивительно, я ведь писал сценарий не на тебя. В моем воображении было другое. Но ты так присвоила эту историю, как будто она создавалась специально для тебя”. Эта похвала дорогого стоила».
Партнерами Елены Дриневской по фильму стали артисты «Красного факела» Александр Поляков и Михаил Селезнев, с которыми исполнительница главной роли играет на одной театральной сцене, а также актеры Театра Афанасьева Константин Брюзгин и Николай Соловьев.
«Играть со своими очень удобно и комфортно. Мы знаем друг друга миллион лет, и нам всегда вместе весело и классно, — признается Елена Дриневская. — Со съемочной группой я познакомилась прямо на площадке. Ребята, как и мы в театре, много лет работают вместе. У нас сложились теплые дружеские отношения. Я оказалась единственной дамой среди коллег и, конечно, чувствовала себя по-королевски, ‒ история же про меня. Хотя были и свои сложности. В сценарии отражены очень интимные женские переживания. В фильме они показаны деликатно, но играть это на камеру в присутствии малознакомых мужчин за кадром было непросто. Нужно было сконцентрироваться на ощущениях, чтобы правдоподобно существовать в кадре. Ну и дубли опять пошли в помощь».
Съемки фильма проходили в Новосибирске под занавес лета. Русскую глубинку, где обитали есенинские Палага и ее муж Корней, «изобразило» дачное общество: старые дома, деревенская атмосфера, деревья и озеро. На то, чтобы снять фильм продолжительностью 26 минут экранного времени, потребовалось три полноценных съемочных дня.
«Это были очень плотные три дня, — говорит актриса Елена Дриневская. — Мы начинали на рассвете, а заканчивали поздней ночью. Нужно было подстроиться под природные условия – поймать солнце и наступление вечера. На раскачку времени не было. Заходишь в кадр ‒ и по щелчку начинаешь работать».
Насколько позабытый есенинский сюжет оказался созвучен сегодняшнему дню, зрители узнают в скором времени. Трейлер короткометражного фильма уже опубликован на YouTube. Впереди ‒ волнения и премьера. А пока артисты могут спокойно вспоминать и перебирать впечатления.
«“У белой воды” был мой первый опыт работы в кино. Я испытывала страх и сомнения перед такой работой ‒ новой для меня, непонятной, рисковой, но опыт был получен, и я благодарна людям, которые меня окружали и поддерживали», ‒ резюмирует актриса театра, а теперь и кино Елена Дриневская.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».
Фото из архива съемочной группы и из личного архива Елены Дриневской