Новосибирские поэты включились в «Масочный режим»

0
1570

В фойе Дома Актера открылась первая посткарантинная экспозиция. Выставка под названием «Масочный режим», ставшая отдельным тематическим направлением просветительского проекта Катерины Скабардиной «Поэту по портрету», акцентировала внимание на стихах артистов новосибирских театров, а также творчестве театральных деятелей, которых можно по праву причислить и к цеху поэтов.

Просветительский социокультурный арт-проект «Поэту по портрету» стартовал в Новосибирске 3 февраля 2017 года под девизом «Чтобы город знал своих поэтов в лицо!» Идея запечатлеть стихотворца рядом со своим произведением принадлежит фотографу, поэту и культблогеру Катерине Скабардиной, в один прекрасный момент осознавшей, что «наступило то самое время, когда хочется вернуть частичку добра в мир». Замысел у популяризатора современной поэзии был эффективен и прост: каждый поэт должен совершенно бесплатно получить портрет, который он бы мог в дальнейшем использовать в своих социальных сетях, авторских страницах, на творческих площадках и в публикациях. Такой вот уместный жест в странное время, когда поэт может знать своих читателей в лицо, но не иметь  в публичном пространстве достойной «визитной карточки». За четыре года работы стартап хорошенько освоил новые горизонты.  Нарастил «мяса» на концепцию, превратившись из просветительской акции в кочующий выставочный проект, вышел за пределы Сибири и объединил вокруг замысла около трехсот портретов поэтов из России, Китая, Австрии, Италии, Финляндии, Беларуси, Эстонии и других стран.

«В книжных магазинах полки с поэзией выглядят самыми скромными по сравнению со стеллажами других жанров. Если подойти поближе, то можно найти томики Пушкина, Есенина, Рождественского, из современных поэтов только Дмитрий Быков, Вера Полозкова, ах, вот еще АхАстахова тут же, — рассказывает автор проекта «Поэту по портрету» Катерина Скабардина. — Вот уже четыре года, будучи погруженной в поэтический современный мир, я узнала столько достойных этих книжных полок имён, которых тут нет, что становится не по себе. Я не знаю, как именно работают механизмы, выводящие автора на такие тиражи, которые не раскупят друзья и коллеги по перу, но очевидно, что произошла какая-то системная ошибка, выбросившая из современного литературного процесса поэзию. Я подписана на несколько популярных book-блогеров, дающих отличные рецензии на худлит, нон-фикшн, науч-поп, но не припомню отзывов на стихотворные сборники. Между тем поэзия – это такой вид искусства, который требует внимания, душевной работы, впрочем, про это еще Заболоцкий написал. Но и награда за этот труд – наивысшая. Включаясь в поэтический текст, который работает не только для ума и сердца, но и на тонких планах, человек проживает и присваивает прочитанное. Текст – «и матушка, и поводырь». Но, понимая особенность визуального восприятия современным человеком любой информации, я обратилась к синтетической форме подачи: визуал – это портрет поэта, который привлекает внимание, дополнен его небольшим стихотворением. Так у зрителя создается объемное первое представление об авторе, после которого он может найти его в сети и продолжить знакомство. Сейчас мы остро нуждаемся в «своих людях», в «своей стае», в тех, кто своим мировосприятием созвучен нам самим. А поэт, как никто, умеет выразить ёмко, полно и точно чувства, на которые у нас обычно не хватает слов. И помогает, и укрепляет, и даёт то самое чувство опоры в расшатавшемся не на шутку мире».

Выставка «Масочный режим», организованная совместно с Новосибирским отделением СТД РФ, впервые обрела независимое от названия проекта имя и сосредоточилась на театре, в котором служат как любители поэзии, так, собственно, и мастера стихотворного слога. Актёрско-поэтический цех в экспозиции представили: народный артист РСФСР Иван Ромашко (Новосибирский музыкальный театр), заслуженный артист России Николай Соловьев (Городской драматический театр под руководством С. Афанасьева) и ведущие артисты театра «Старый дом» Ян Латышев и Тимофей Мамлин, которые смогли присоединиться к церемонии открытия и прочесть свои стихи. Культурную журналистику свели с поэзией поэт, журналист, драматург, победитель всевозможных премий Юрий Татаренко и жительница двух столиц – поэт Майя-Марина Шереметева. А клан драматургов предстал в лице Екатерины Гилевой-Климаковой, чью пьесу «НеZнайка. Лунный эпизод» уже поставил новосибирский «Первый театр», и Пётра Маняхина, буквально в декабре дебютировавшего в качестве автора пьесы, созданной под эгидой международного драматургического проекта «Дисциплина» в театре «Старый дом». Портретную галерею дополнили звукорежиссер сцены Дома Актёра Виталий Красный и дочь актрисы Театра Афанасьева Любови Дмитриенко – Екатерина Городова. Поэтесса призналась, что, по словам ее мамы, в творческой семье кто-то должен зарабатывать деньги, и это – её ноша, но душа просит творческой реализации и находит её в стихах.

«Конечно, к нашим театрам причастно еще много талантливых поэтов, с которыми мне бы хотелось поработать над портретом. Надеюсь, что в этом году, мы сможем встретиться лицом к лицу без всяких масок. Просто и по-человечески, — резюмирует создатель «Масочного режима». — Поэзия – это не что-то далёкое и в верхних слоях розового эфира, это comme il faut современного культурного человека. Знать своих поэтов в лицо, узнать на улице, пожать руку на автобусной остановке и поздороваться в магазине у дома, улыбнуться в метро – это нормально, это должно стать частью нас, горожан, живущих, как писал наш земляк Николай Самохин, так близко и так далеко. Мы должны гордиться своими поэтами и, значит, собой».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото Екатерины МАРИНИНОЙ.

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.