«Старый дом» запускает международный проект, призванный связать театральную культуру России и Китая. В январе на площадке новосибирского театра пройдет мастер-класс известного китайского режиссера Дина Итэна. Если прививка традиционных и современных исполнительских техник Поднебесной пройдет успешно, то в следующем сезоне в копилке труппы появится совместная постановка.
2024—2025 годы объявлены перекрестными Годами культуры России — Китая. Современные отношения двух стран официально определяются сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху», а символизируют заявленную устремленность в будущее многочисленные культурные и гуманитарные проекты, которые реализуются в том числе и на уровне регионов.
«Учреждения культуры Новосибирской области имеют долгую и плодотворную историю сотрудничества с Китайской Народной Республикой, — подчеркнула на августовском заседании Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области культуры Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству министр культуры НСО Юлия Шуклина. — С начала 2000-х годов наши коллективы выступают с концертными программами на площадках КНР, с 2012 года ведется методическая работа музеев Новосибирской области с музеями Пекина и Шанхая. С 2007 года на базе Новосибирского государственного технического университета работает Институт Конфуция, являющийся давним партнером учреждений культуры в вопросах трансляции китайской культуры».
В ходе перекрестного года региональное правительство реализовало и в ближайшее время планирует воплотить совместные проекты, связанные с изобразительным искусством, библиотечным делом, дизайном, музыкой и, конечно, театром. Взгляд на Восток уже успел бросить областной кукольный театр, пригласив в программу своего фестиваля «Перекресток» труппу Янчжоуского научно-исследовательского института кукольного искусства во главе с режиссером Ху Жаном. На старте следующего года к строительству международного моста подключится «Старый дом».
С 12 по 17 января на площадке театра пройдет мастер-класс известного китайского режиссера, кандидата наук Пекинского университета и Центральной академии драмы Дина Итэна. Вместе со своим ассистентом — профессиональным артистом, владеющим техникой традиционной пекинской оперы, — он приоткроет новосибирским артистам тайны китайского театрального искусства, где сила актерского существования объединяет литературу, музыку, хореографию, пение, декламацию, акробатику и искусство грима. Одной из магистральных тем тренинга станет трансформация традиционных исполнительских техник на современной сцене.
Международные проекты — отдельная ветвь долгосрочной репертуарной стратегии театра «Старый дом». В начале нулевых труппа работала с режиссерами из Литвы, Польши, Германии, Грузии и Швеции. В 2012 году начала успешное сотрудничество с итальянским режиссером Антонио Лателла, принесшее два нашумевших спектакля — «Трилогию» по пьесам Еврипида и «Пер Гюнт» Ибсена. Принимала зарубежных гостей в рамках фестивалей актуального театра «Хаос» и «Гравитация» и приумножала силы через сотворчество с драматургами Германии, Беларуси и Азербайджана.
В 2025 году психофизический багаж артистов прирастет новыми китайскими практиками благодаря Дину Итэну — популярному актеру, режиссеру, трендсеттеру и звезде современного китайского театра, объединившему в своем художественном тигле культурные традиции Востока и Запада: символ, пластику и философию как аутентичные слагаемые азиатского искусства и реалистичный подход к игре, характерный для европейского мира.
Критики называют Итэна «лидером нового поколения китайских театральных режиссеров», а сам Дин определяет свой сценический почерк новым методом, который избавляет международную публику от стереотипов из серии «китайская культура — это кунг-фу и опера». На сцене такой подход приводит к созданию ярких, многослойных спектаклей, которые дышат и говорят на языке двух разных традиций. Российские зрители могли убедиться в этом благодаря двум проектам Дина Итэна — постановке «Я не убивала своего мужа» на сцене Театра Наций по роману китайского автора Лю Чжэньюня и гастролям спектакля «Сирано де Бержерак» Национального театра Пекина во Владивостоке.
«Мостом или, возможно, медиатором культурной интеграции является тело, — подчеркивает режиссер Дин Итэн. — Независимо от того, идет ли речь о восточном или западном исполнителе, их тела по своей сути одинаковы. На сцене они обладают «общим присутствием». Их жизненная энергия и сценическая выразительность универсальны. Основой для интеграции является выявление этих общих черт. Исходя из этого, я концентрируюсь на соединении и слиянии тех аспектов, которые необходимы для конкретного произведения. Это всегда мой отправной пункт. Таким образом, ключом ко всему является тело. А если конкретизировать, то это принципы исполнения, воплощенные в теле».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА и из архива театра «Старый дом»