Театр «Старый дом» сыграл в Москве премьеру спектакля, который только в конце сентября будет показан новосибирским зрителям. «Скасска» в постановке Арсения Мещерякова стала участником фестиваля «Театральный бульвар», погрузив сцену на Патриарших прудах в лабиринты смыслов и слов Даниила Хармса.
«Скасска» — плод режиссерской лаборатории, проходившей в «Старом доме» прошлой осенью. Всего за десять дней представителям нового поколения режиссуры предстояло создать в камерном пространстве театра эскизы спектаклей. Арсений Мещеряков — амбассадор петербургской режиссерской школы и ученик Андрея Могучего — выбрал для знакомства артистами авторский сборник рассказов и сцен Даниила Хармса «Случаи». Сценическая зарисовка так понравилась зрителям, что спектакль, получивший название «Скасска», решено было превратить в репертуарный спектакль.
Даниил Хармс — уникальная фигура, оказавшая при всей своей кажущейся несерьезности самое серьезное влияние не только на ландшафт советской литературы, но и на искусство XXI столетия. Всего 36 лет на земле и много больше — целое восьмидесятилетие — в открытом космосе человеческой памяти, окончательно стершей различия между сновидением и реальностью, шизофреническим психозом и расчетливым эпатажем, действительностью и будущим, безумием и яркой индивидуальностью, лексическим хаосом и синтаксической несоразмерностью.
В сновидческое путешествие по мирам русского абсурдизма вошли 14 рассказов Хармса, в которых режиссер увидел партитуру, где не нужно домысливать и инсценировать, достаточно довериться автору, чтобы пойти за ним. Сюжет в «Скасске» минимален, а события напоминают телеграфный стиль газетных новостей: такой-то дал по лицу такому-то, а этот ушел на небо, почистив брюки желтыми перчатками. Герои забираются в сундук, чтобы пережить борьбу жизни и смерти, вынимают из носа маленький шарик, рассказывают рассказ про крюкицу и делают массу непонятных и пугающих вещей.
«Мы выбрали вариант масочного театра, где зерно характера персонажа проявится через какую-то крайнюю степень максимальной выраженности и яркости на сцене, — говорит режиссер спектакля Арсений Мещеряков. — Каждый персонаж — это некая маска, которая соответствует интенсивному музыкально-пластическому и хореографическому рисунку. Такой синтез хореографического, музыкального и драматического театров, где одно подкрепляется другим и, соответственно, все эмоции, чувства, ситуации и действия выражаются на максимуме своей проявленности».
Премьера «Скасски» в Новосибирске запланирована на 19 сентября. Однако Хармс не был бы Хармсом, разрушителем традиций и ниспровергателем рамок и шаблонов, если бы не вмешался в стандартный постановочный процесс и не внес свои занятные коррективы. Так, почти дважды рожденная «Скасска» вышла на свет чуть раньше срока и оказалась в Москве в качестве участника Международного открытого фестиваля «Театральный бульвар», претендующего на статус самого продолжительного фестиваля в мире. В течение всего лета организаторы устраивали выступления известных коллективов и артистов на 14 площадках по всему Бульварному кольцу и не смогли остановиться даже в сентябре, выдав замечательное послесловие.
Новосибирские артисты вышли на открытую фестивальную сцену Патриарших прудов, не оставив сомнения в том, что чудаковатые персонажи Хармса и интегрированная в естественную городскую среду площадка созданы друг для друга. Публика разместилась не только в пространстве уличного зрительного зала, но и уютно расположилась по всему зеленому периметру. Было много смеха и долгих оваций, а потом — поток отзывов.
«Отличную «Скасску» новосибирского «Старого дома» показали сегодня на «Театральном бульваре», который так разогнался, что никак не может закончиться, — написала театральный критик Марина Шимадина. — Причем показали еще до премьеры на родной сцене, но спектакль уже абсолютно готов. Режиссер Арсений Мещеряков сделал из «Случаев» Хармса уморительно смешной и в то же время жутковатый калейдоскоп, от которого порой веет каким-то Тарантино с его эскалацией насилия. Это парад фриков, гротескных масок, испорченных марионеток, портретная галерея расквашенных физиономий, хор фальцетов, басов и других заковыристых регистров. Немногие актеры у нас способны существовать на таком градусе, а труппа «Старого дома» в очередной раз показала класс и творческую смелость. И напомнила, что для хорошего театра не нужны миллионные бюджеты — можно просто расстелить коврик, как говорил Немирович-Данченко».
На этом осенняя фестивальная страда «Старого дома» не завершилась. Артисты отправились в Екатеринбург, где представили два спектакля в рамках XVIII Всероссийского фестиваля «Реальный театр». В программе смотра, ставящего перед собой задачу представить наиболее полную картину современного театра, найти новые тенденции и помочь художникам, режиссерам, артистам и зрителям их осознать, — 16 спектаклей театров из Москвы, Воронежа, Березников, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска и Новосибирска. Столица Сибири покорила фестивальную аудиторию постановкой Антона Федорова «Е-ЕЕ-ЕЕ!» по мотивам «Бременских музыкантов» и спектаклем Юрия Квятковского «Парадокс об актёре и жестокости» по пьесе Майкла Ардитти «Магда».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Василия КОСТРИКОВА