В рамках всероссийского фестиваля-конкурса в Новосибирске покажут два десятка камерных спектаклей для зрителей с широким кругозором.
В ФЕВРАЛЕ в Новосибирске пройдет III Всероссийский фестиваль-конкурс камерных и моноспектаклей «Один. Два. Три». Постановки, в которых заняты не более трех актеров, будут показаны с 11 по 20 февраля на самых миниатюрных сценических площадках города. За девять дней новосибирские поклонники театрального тет-а-тета увидят более двадцати спектаклей из разных точек мира — от Петербурга до Непала, от Барнаула до Москвы. Традиционные работы и проекты авангардного направления, кукольные истории и созданные из звука и шума полотна, трагифарсы для интеллектуалов и трогательные сказки о справедливости любви, пьесы, написанные на основе документальных интервью, и свежие интерпретации шекспировских сюжетов — лишь немногое из того, что представлено в афише.
«В Новосибирске есть большие фестивали, есть статусные, дорогие, маленькие, на два дня или на две недели, театральные, музыкальные — очень разные. Театрального фестиваля малых форм долго не было, но вот уже в третий раз он готовится принять гостей, — утверждают организаторы. — Спектакли малых форм — особая история в театральном мире. Их камерность, способ существования зрителя и актера «глаза в глаза» создают атмосферу дружеского диалога.
ТАКИЕ постановки связаны с большими творческими затратами, предполагают особую зрительскую аудиторию, поэтому они нечасто встречаются в театральных афишах. «Один. Два. Три» будет концентрировать вокруг себя пространство «сокровенного» театра». Подробно о грядущем форуме рассказывает эксперт фестиваля «Один. Два. Три», кандидат искусствоведения, музыкальный и театральный критик Ирина Яськевич.
— Буквально через две недели состоится открытие фестиваля «Один. Два. Три». Форум проводится в третий раз. Афиша включает 21 спектакль. Значит ли это, что фестиваль востребован зрителями и привлекает достаточно внимания со стороны СМИ и потенциальных гостей?
— По идее, это четвертый фестиваль. Но самый первый не имел всероссийского статуса, а был межрегиональным. Это была такая проба пера: найдутся ли люди, готовые в этом фестивале участвовать? Такие люди нашлись — и театральные учебные заведения, и профессиональные театры. И тогда мы начали проводить всероссийский фестиваль. Первоначально все было основано на личных связях — кто-то знает, кто-то слышал, кто-то кому-то позвонил. Затем фестиваль получил широкое освещение и таким образом приобрел известность, от нас уже не зависящую. Если в прошлом году экспертный совет рассмотрел около 60 заявок, то в этом году их было почти 90. Причем в основном не из Новосибирска. Сейчас в афише «Один. Два. Три» представлено мало новосибирских, но много приезжих спектаклей. И это даст новосибирцам возможность познакомиться с новыми коллективами и проектами.
— Слово «проект» очень часто встречается в контексте вашего фестиваля…
— Потому что в основном моноспектакли и спектакли на двух-трех человек — это проектные образования, когда люди собираются для создания того, что они хотят сказать. Как таковых театров в программе представлено всего пять — из Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга и Челябинска. Все остальное — авторские и коллективные проекты. Еще одна особенность нынешнего фестиваля — очевидный перекос в сторону Санкт-Петербурга. Этого мы совершенно не предполагали, но, видимо, таков контекст сегодняшней театральной жизни, что в Санкт-Петербурге очень многие артисты занимаются поисками вне своего собственного театра в жанре моноспектакля и маленького камерного спектакля. Санкт-Петербург у нас представлен пятью спектаклями в рамках конкурса и одним студенческим спектаклем в параллельной программе. А вообще четверть всех присланных на фестиваль заявок была из Санкт-Петербурга, в отличие от Москвы, откуда заявок пришло очень мало. В итоге мы отобрали один московский спектакль, в котором занят выпускник Новосибирского театрального училища, когда-то известный в Новосибирске молодой актер Валерий Шалавин. Спектакль называется «Что случилось в зоопарке?» Несмотря на то что это абсурдистская драматургия, Эдвард Олби, спектакль получился достаточно традиционный и подойдет скорее зрителям старшего поколения.
— Вот вы сейчас дали четкую рекомендацию относительно московского спектакля. А вообще на какую аудиторию рассчитан фестиваль «Один. Два. Три»?
— В определенном смысле камерный театр всегда лаборатория. Конечно, ставить эксперименты, искать что-то новое — средства выразительности, сценические формы, эстетику, драматургию — гораздо проще в таких мобильных камерных формах, чем в больших многолюдных постановках. Поэтому камерный театр всегда отличался неким авангардизмом. То есть в своих поисках и новациях он, может быть, чуть-чуть опережает театр большой формы. Я имею в виду в среднем, в целом. Это отражает и афиша нашего фестиваля, потому что в нем представлены поисковые постановки — спектакли, поставленные в современной эстетике и рассчитанные на публику, готовую встретиться с чем-то новым. Это фестиваль для непредубежденного зрителя с широким кругом зрения.
— «Один. Два. Три» — это фестиваль-конкурс, участники которого претендуют на победу всего в двух номинациях.
— Да, у нас две номинации — «Профессиональные театры» и «Театральные учебные заведения». И в этом тоже отличие нашего фестиваля — участие в нем принимают студенты. В каждой номинации есть первое, второе, третье места и возможные дипломы на усмотрение жюри. Гран-при вручается тоже на усмотрение жюри. Возглавлять жюри, по положению фестиваля, может только практикующий театральный деятель, который имеет достижения в области камерного театра. В прошлом году это был Владимир Евгеньевич Лемешонок. В этом году это Елена Сергеевна Жданова — заслуженная артистка России, ставшая годом ранее лауреатом нашего фестиваля. Остальные члены жюри — критики из Новосибирска и Челябинска. То есть жюри трудно будет обвинить в пристрастности. Нас вообще в этом трудно обвинить, потому что в прошлом году новосибирское жюри отдало гран-при московскому театру, а первое место в номинации студенческих спектаклей — Екатеринбургскому театральному институту.
— Какие проекты запланированы в off-программе фестиваля?
— В том году мы попытались сделать небольшую параллельную программу, но, к сожалению, у нас получилось организовать только видеопоказ. А в этот раз у нас запланированы студенческие спектакли и визит представителей экзотических стран — актеров из Непала. Это сотрудничество стало возможным благодаря творческим связям театра «На левом берегу». И это очень интересно. В Непале, к примеру, нет театральной школы, но у них есть кино- академия, и они очень хотят заниматься театром. Хотят привезти к нам спектакль на двух человек. Ждем и надеемся. Непальских артистов у нас в Новосибирске пока еще не было.
— Учредитель фестиваля — Новосибирский театральный институт. И логично было бы предположить большое количество студенческих работ. Однако по факту перевес на стороне профессиональных коллективов: четырнадцать спектаклей против семи.
— Здесь две стороны вопроса. Первая: как правило, режиссеры-педагоги, руководители театральных курсов, предпочитают ставить многолюдные спектакли, чтобы так или иначе в работе были задействованы все студенты. Поэтому студенческих моноспектаклей и камерных спектаклей достаточно мало. И очень часто такие спектакли являются самостоятельными работами студентов, которые педагог потом принимает либо не принимает. И опыт показывает, что, как правило, самостоятельные работы студентов не выдерживают конкуренции. Поэтому мы в этом году ограничили их участие в фестивале и принимали заявки только от педагогов, которые поставили спектакли. Другая сторона вопроса заключается в том, что студенты театральных вузов очень заняты, и часто им трудно найти даже несколько дней, чтобы вырваться из учебного процесса и куда-то поехать. Хотя в этом году мы получили много заявок из других городов, но отобрали только три — те, которые показались нам наиболее интересными и заслуживающими внимания. Это студенческие спектакли из Барнаула, Ярославля и Екатеринбурга.
— Если говорить о спектаклях студентов Новосибирского института, то эти работы создаются специально для фестиваля или же являются частью учебного процесса?
— В нынешней афише два учебных спектакля — «Народный театр Петрушки» и «Таджикская сказка», то есть это спектакли, которые поставлены как дипломные и идут в репертуаре учебного театра. А вот спектакль «Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано» в режиссуре Александра Лебедева — это специально осуществленный для фестиваля проект. Драматический спектакль, участие в котором принимают студенты разных курсов музыкального отделения.
— В этом году соучредителем фестиваля выступает Министерство культуры Новосибирской области. Речь идет о финансовой поддержке?
— Да, конечно. Фестиваль развивается не только творчески. Крепнет и его материальная база. В этом году Министерство культуры НСО почти на сто процентов профинансировало фестиваль. Таким образом, мы получили возможность частично или полностью привезти коллективы: оплатить дорожные расходы и поселение и арендовать дополнительные площадки. Спектакли фестиваля будут проходить не только в Учебном театре НГТИ и театральном клубе «ПУЛя», но и на площадках «Красного факела», ДК имени Ок- тябрьской революции, Театра Афанасьева и Дома актера.
— Есть ли в планах учредителей продолжение и развитие фестиваля?
— Надеюсь, фестиваль продолжится. Он уже получил всероссийскую известность. О нас знают. К нам хотят попасть. Звонят, рвутся и буквально говорят: «Возьмите нас». Другой вопрос, готов ли театральный институт к такой нагрузке, если фестиваль начнет набирать обороты? Конечно, мы проводим фестиваль уже в третий раз и как-то справляемся, но хочется его сделать лучше, а для этого у нас нет соответствующих организационных и административных ресурсов. В частности, у нас нет администраторов, билетного стола. Мы не можем свободно распоряжаться площадками, на которых занимаются наши студенты. И поэтому есть такая мысль — войти в партнерство и сотрудничество с одним из новосибирских театров и как-то поделить наш фестиваль. Но пока это на уровне очень-очень ранней идеи и очень-очень ранних переговоров.
— Билеты на спектакли нынешнего фестиваля уже поступили в свободную продажу?
— Билеты продаются. И я рекомендую зрителям, как тем, кто интересуется камерным театром, так и тем, кто интересуется театром вообще, посмотреть афишу, потому что в программу отобраны действительно очень интересные спектакли. Некоторые из них уже зарекомендовали себя и высоко оценены критикой. Это хорошие и разные спектакли, может быть, непривычные. И будет очень обидно, если, как в прошлом году, все спохватятся постфактум, после того как спектакль прошел, и очень расстроятся, что не удалось увидеть своими глазами. Поэтому я рекомендую идти и смотреть. В программе «Один. Два. Три» есть что увидеть и о чем поговорить.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»