Открытие фотовыставки экстремальной фотографии, представленной новосибирским руфером Вадимом Махоровым, прошло при полном аншлаге.
ГОРОДСКОЙ центр изобразительных искусств (который уже почти стал культурным центром) удивил новосибирцев выставкой проекта Ontheroofs, на открытие которой собралось чуть ли не полгорода: такого количества посетителей, возможно, еще не видели в Новосибирске ни на каких даже самых престижных вернисажах. В четырех залах на всех не хватало воздуха, так что директор ГЦИИ Инна Остроменская даже пошутила, что жара у них такая же экстремальная, как сам проект.
А проект, как сразу можно было заметить, привлек по большей части молодых людей, причем, как ни странно, не только дерзких на вид юношей, но и красиво одетых и причесанных девушек: знаменитый на весь мир руфер и блогер Вадим Махоров как будто притягивал к себе, как, в общем-то, и его пугающие фотографии.
Вадим присутствовал на открытии один, но команда On The Roofs — это два человека: второй — Виталий Раскалов. Хотя говорят, что их имена не настоящие, потому что конспирация в руферском деле вещь необходимая. По легенде, напарники впервые встретились почти десять лет назад, когда в составе компании коллег-экстремальщиков забирались на пилон вантового моста в Петербурге. Тогда-то и оказалось, что оба увлекаются фотографией (Раскалов вообще в детстве боялся высоты и избавился от своего страха только при помощи фотоаппарата).
Городской министр культуры Анна Терешкова, поздравив всех с открытием галереи экстрим-фото (в залах представлено 100 лучших снимков, сделанных за десять лет), сразу задала провокационный вопрос: являются ли эти фотографии просто захватывающе-красивыми, или они часть современного искусства? Сходу никто не смог на это ответить.
В 2009 году команда On The Roofs была одними из первых, кто стал выкладывать в сеть фото и видео своих восхождений. Помимо видеороликов, которые для показа закупали такие каналы, как CNN, Fox News, NBC и BBC, экстремальный дуэт до сих пор успешно продает фотографии и проводит фотовыставки на тему Urban Exploration: на сайте одного из знаменитых производителей фототехники Canon даже есть специальная страничка Виталия и Вадима. Одно только восхождение на Шанхайскую башню набрало около ста миллионов просмотров на YouTube. Тогда на высоте 650 метров из-за низкой облачности руферам пришлось провести 18 часов, чтобы дождаться, пока ветер разгонит тучи и далеко внизу станет виден город. Кстати, руфер продал эти снимки (и снимки со статуи Христа в Рио) за 650 тысяч рублей.
Вадим и его напарник Виталий Раскалов объехали полсотни стран мира, они взбирались на башни в Шеньжене, Гонконге, 320-метровый мост на острове Русский, на шпиль МГУ в Москве, на Нотр-Дам в Париже, на Кельнский собор (который, разумеется, в Кельне).
Но за несколько лет руферство во всем мире приобрело такие массовые масштабы, что Вадим стал терять интерес к этому опасному занятию. Ведь каждый руфер, помимо непосредственно подъема на крышу, имеет массу «головняков» — это разведка местности, вычисление «слепых зон» камер видеонаблюдения, маршрута патрулирования охранников объекта. Да и к тому же, по выражению Махорова, теперь каждый дурак может с помощью дрона понаснимать любые панорамы в любой части света. А фотоаппарат — это все же совсем другое: «Сейчас мне интереснее не просто куда-то залезть, а сделать красивый визуальный контент. Например, в Антарктиде».
Что касается вопроса, заданного Анной Терешковой, то своего рода ответом на него было почти полное отсутствие на выставке «серьезных» фотохудожников: для них, судя по всему, все это не имеет отношения к настоящему искусству, пусть даже современному, потому что у авторов отсутствует системное понимание процесса съемки. «Это все не культурное явление, а зрелище для народа, — пояснил один из таких критиков. — Чистый арт-эко-гедонизм, нужный разве что для хайпа».
Так что, выходит, не зря все-таки тридцатилетний экстремал Вадим Махоров вступил в Союз фотохудожников: его работы серии «Индастриал», сделанные специально для фотопроекта «Труд» на одноименном новосибирском заводе, признаются мэтрами как вполне современное искусство. То есть, когда парень спускается с небес на землю, такой антиэкстремальный подход к работе серьезные мастера фотографии вполне одобряют.
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»