«Парадиз»: финальный штрих к парадному портрету

0
3634

В Новосибирске под занавес Года театра вручили юбилейную тридцатую театральную премию. 

ВРУЧЕНИЕМ правительственных наград и объявлением лауреатов премии «Парадиз» завершился Год театра в Новосибирской области. Масштабное награждение деятелей театра со стороны мэрии города, а также правительства и Министерства культуры региона послужило прологом к ежегодному празднику — чествованию артистов, танцовщиков, режиссеров и художников сцены.

Надо заметить, закрывали Год театра новосибирские деятели культуры с меньшим формализмом и большим вдохновением, чем открывали в прошлом декабре. Никто уже ничего не обещал, и все откровенно радовались тому, что фокус государственной опеки переходит к народному творчеству (приближающийся 2020-й в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов). Относительно Москвы и Санкт-Петербурга столица Сибири пережила предыдущие 365 дней с минимальными потерями. Даже сорвавшийся рейдерский захват молодежного театра «Глобус» случился за месяц до старта тематического года. Правда, в сентябре глава региона Андрей Травников принял отставку министра культуры и так и не назначил ему преемника (сейчас исполняющим обязанности главы ведомства выступает замминистра культуры НСО Юрий Зимняков), зато художественного руководителя единственного авторского театра Новосибирска удалось отговорить от вынужденного ухода со своего поста.

Все обещанные фестивали — от форумов, посвященных кукольному театру («Перекресток») и новым музыкальным проектам («Другие берега»), до актуального «Хаоса», уличных «Трех ворон» и традиционного Международного Рождественского фестиваля искусств — были проведены, а Сергею Афанасьеву выдана очередная порция твердых обещаний начать реконструкцию бывшего кинотеатра «Пионер».

ТРУППА «Первого театра» тоже не обзавелась под эгидой культурного года собственными площадями, зато никто не помешал вдохновленному молодым директором коллективу эффективно повысить производительность труда — от души пофестивалить и реализовать амбициозные проекты, на которые прежде не поднималась и мысль. Случилась россыпь гастролей, читок, лекционных курсов, премьер. Артисты выходили на набережную, спускались под землю, смотрели на горожан с каждого билборда и нежно махали на прощание ручкой, покидая горизонт местных событий, — и все это неизвестно когда в такой концентрации повторится. Финальным же штрихом к парадному портрету стал XXX юбилейный «Парадиз».

Вручение единственной профессиональной театральной премии Новосибирска состоялось 16 декабря. Местом встречи был выбран Камерный зал филармонии. Согласно регламенту, пять конкурсных блоков, пять судейских команд и 22 увенчанных райским яблоком статуэтки работы скульптора Александра Крутикова.

Традиционно в борьбу за призовые места в драматическом конкурсе включились все без исключения профильные учреждения города. Всего жюри под председательством московского театроведа Марины Корчак рассмотрело восемь работ, в основе которых лежат современные пьесы и тексты с вековой сценической историей, прозаические произведения и специально написанные сценарии — променады, трагифарсы, комедии, драмы и даже одна уголовная история.

Две статуэтки ушло в копилку театра «Глобус». Фаворитом конкурса стал спектакль «Русский роман»: в номинации «Лучшая женская роль» за роль Софьи Толстой награды удостоилась актриса Людмила Трошина, в номинации «Лучшая работа художника в драматическом театре» бронзового ангела получили Марат Гацалов и Вера Макаренко. Спектакль, вошедший, кстати, и в лонг-лист всероссийской театральной премии «Золотая маска», имеет непростую судьбу, но продолжает оставаться знаковым элементом театрального ландшафта Новосибирска. Несмотря на мощные актерские работы и интеллектуальную смелость режиссерской концепции, он не был обласкан зрителем. А в нынешнем сезоне получил статус временно замороженного — в связи с болезнью артиста (исполнитель роли Черткова Лаврентий Сорокин сейчас находится на лечении в Германии). И вдвойне приятно, что торжественная церемония вручения премии «Парадиз» послужила поводом еще раз увидеть на сцене артистку Людмилу Трошину, уже который год проживающую в Москве и обычно приезжающую в столицу Сибири на показы «Русского романа».

Неожиданная ситуация сложилась вокруг спектакля театра «Красный факел» «Дети солнца». Последняя работа режиссера Тимофея Кулябина на родных подмостках вошла с восемью номинациями в короткий список главной театральной премии страны, но, видимо, недостаточно убедила жюри новосибирской премии. В списке наград этого спектакля оказалась победа актрисы Ирины Кривонос в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (за роль Лизы) и приз секции критики Новосибирского отделения СТД РФ, присужденный артисту Андрею Черных за роли Чепурного в «Детях солнца» и Петра Алексеевича Романова в спектакле «Шут Балакирев». К слову, и в трагифарсе по пьесе Григория Горина, и в дополненной драматургом Ольгой Федяниной реальности текста Максима Горького Ирина Кривонос и Андрей Черных составляют удивительный в своей гармоничности, яростной исповедальности и драматизме существования на сцене актерский дуэт.

Театр «Старый дом» пополнил свой послужной список триумфом в номинации «Лучшая мужская роль». Победителем стал Ян Латышев, исполнивший роль Игнатова в спектакле «Зулейха открывает глаза» по одноименному бестселлеру Гузель Яхиной. С Игнатовым-Латышевым «Старому дому» однозначно повезло. Даже в стилизованном под шинель ватнике его красноармеец выглядит так, будто шагнул на сцену прямиком с подиума, где представлял трендовые новинки от Balenciaga и Alexander McQueen: простота и практичность уличного стиля в сочетании с современной интерпретацией ретро-милитари для демонстрации индивидуальной мужской натуры.

ЧТО у Яхиной выведено избитой триадой «статный, видный, идейный», то на сцене «Старого дома» превращается в торжество сексуальности и маскулинности — ровно на полшага до той черты, за которой этот распятый собственной совестью и норовом рубака стал бы выглядеть чересчур супергеройски. Игнатов Латышева скорее crying freeman (плачущий убийца), запрограммированный на кровопролитие, но нутряно не приспособленный для хладнокровного coup de grаce, — слишком много в нем сердца и сострадания, человечности и размышлений, смятения и, что называется, внутренней борьбы противоречий.

В номинации «Лучший дебют в драматическом театре» победителем премии «Парадиз» стала представительница Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева Анастасия Костецкая — за роль Рашель в спектакле «Васса Железнова» М. Горького. Особую ценность награды заключается в том, что к фестивальному показу актриса вышла в образе идейной революционерки лишь второй раз, — в этом сезоне в труппе театра произошли изменения, и ввод молодой артистки оказался одной из ярчайших работ обновленного спектакля.

Номинация «Лучшая режиссура в драматическом театре» по итогам прошлого сезона оказалась невостребованной, хотя за самую престижную награду конкурса сражались признанные мастера — Сергей Афанасьев, Тимофей Кулябин, Марат Гацалов, Олег Липовецкий и др. Зато жюри определилось с лидером в номинации «Лучший спектакль в драматическом театре». Победу одержал первый в истории Новосибирска спектакль-променад «Время ожидания истекло» по текстам Владимира Антипова (постановка Алексея Забегина) в исполнении артистов государственного молодежного «Первого театра». Следует отметить, что это самый масштабный проект в биографии труппы, созданный по заказу и специально для «Первачей». А сама награда — самый статусный приз, полученный в рамках «Парадиза».

Важной вехой стал нынешний конкурс и для Новосибирского театра кукол. Впервые в истории и премии, и труппы кукловоды вошли во взрослую программу театрального состязания. И единственная номинированная на соискание «Парадиза» постановка оказалась в призах: спектакль «Похороните меня за плинтусом» по роману Павла Санаева (режиссер — Эльмира Куриленко) удостоился специального приза жюри «За успешное освоение современной литературы в театре кукол».

Опять-таки впервые за годы проведения творческого состязания нешуточная борьба разыгралась в мультижанровом конкурсе «Театр для детей». Если в предыдущие «Парадизы» в афишу принимались все детские и юношеские спектакли без исключения, то в прошлом сезоне ассортимент оказался столь широк (более десяти спектаклей, выполненных в разных жанрах, направлениях, техниках и стилях), что экспертный совет позволил себе осуществить полноценный отбор и представил на суд жюри восемь постановок. Главный приз — за авторский подход к детскому театру в спектаклях «Невидимый слон» по рассказу А. Анисимовой (театр «Пилигримы») и «Омлет с сахаром» по книге Ж. -Ф. Арру-Виньо (центр «Культурный город») — завоевал творческий тандем Елены и Владимира Кузнецовых, артистов-кукловодов, свободных художников, создателей первого независимого профессионального театра кукол в Новосибирске и просто самых настоящих волшебников. Дуэт Кузнецовых не только подарил зрителям знакомство с новыми форматами стомп-театра и театра ощущений, но и позволил себе редкую искренность и честность в разговоре с целевой аудиторией.

Специальный приз жюри конкурса «Театр для детей» достался Анне Бессчастновой (Санкт-Петербург) за режиссуру спектакля «Шинель» по повести Н. В. Гоголя в Новосибирском областном театре кукол. «Шинель» оказалась единственным образцом «школьной классики», пробравшимся на новосибирские подмостки. При этом зрители увидели отнюдь не спекулятивную работу для классных культпоходов, а тонкую, глубокую, атмосферную режиссерскую интерпретацию знаменитой повести: прекрасный текст Гоголя, слаженный актерский ансамбль, призрачный Петербург, коварный и величественный, трагедия маленькой никем не замеченной души в большом мире.

Второй, но не по значению, специальный приз жюри ушел в премиальный багаж Мастерской Крикливого и Панькова — за актерский ансамбль спектакля «Калечина-малечина» по роману Е. Некрасовой. Реализация постановки состоялась в содружестве с центром «Культурный город» — организацией, подаривший Новосибирску в прошлом сезоне девять спектаклей в рамках проекта «Детки и предки» и по сути открывшей новой детской литературе дорогу на сцену сибирских театров. «Калечина-малечина» также взяла на себя роль первопроходца: стараниями молодых артистов на высоту художественного обобщения была поднята остросоциальная тема школьного буллинга и деформации отношений между родителями и детьми — неудобная и обыкновенно игнорируемая театральными подмостками.

В конкурсе «Музыкальный театр» призы и статуэтки традиционно разделили между собой Новосибирский музыкальный театр и НОВАТ. В номинации «Лучший спектакль в музыкальном театре» победу одержали одноактные балеты «Класс-концерт» С. Мессерера, «Рубины» Дж. Баланчина и «Тема с вариациями» Дж. Баланчина (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета). В номинации «Лучшая роль (вокальная партия) в музыкальном театре» лидером стала Дарья Шувалова за партию Адель в оперетте «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (НГАТОиБ). Лучшим режиссером судейская коллегия под председательством Владимира Калужского признала главного режиссера НОВАТа Дмитрия Юровского, а самым талантливым дебютантом — солистку Новосибирского музыкального театра Алину Шайхееву, исполнившую роль Аннины в оперетте «Ночь в Венеции». Не самое востребованное российской сценой сочинение Иоганна Штрауса в новосибирском изводе оказалось в числе победителей и в другой номинации: Елена Вершинина заслужила бронзовую статуэтку и диплом с формулировкой «Лучшая работа художника в музыкальном театре» за создание сценографии и костюмов к постановке.

Специальным призом жюри с формулировкой «за свободу актерского существования» награждена солистка Новосибирского музыкального театра Татьяна Фомичева. Не за вокальную партию, как это бывает традиционно в этом конкурсе, а именно за актерскую игру в спектакле «Отпетые мошенники» М. Дунаевского: в прошлом декабре обладательница первого в истории «Парадиза» приза за «Лучший дебют», врученного еще в ХХ столетии, мастерски преобразилась в авантюрную старушку с гангстерскими замашками и недотепой-сынком.

После длительного перерыва в программу «Парадиза» вернулся конкурс «Лучшая театрально-критическая работа». Наград удостоились журналист Наталья Дмитриева («Ведомости») за рецензию «Тихо, идет операция!» на спектакль «Идиот» НГДТ «Старый дом», заслуженный деятель искусств РФ Владимир Калужский за книгу «Венские заметки» и журналист Евгения Буторина — за создание театрального журнала для семейного чтения «Жаконя».

В конкурсной номинации «Лучший авторский фотопроект, посвященный театру», второй сезон присутствующей на состязательном Олимпе, премия «Парадиз» вручена Яне Колесинской за проекты «Перед выходом на сцену» и «Режиссеры: арт-портрет». Последний с 18 декабря экспонируется в галерее «Формуляр». Выставка посвящена трем новосибирским режиссерам — представителям разных поколений: старшее — Сергей Афанасьев, среднее — Андрей Прикотенко («Старый дом»), младшее — Тимофей Кулябин («Красный факел»). «Ни в чем не пересекающиеся художники идут каждый своим путем, работают по собственному авторскому методу, формируя лицо театрального Новосибирска, они создают современный, живой, яркий, пульсирующий, уникальный, некоммерческий, но коммерчески успешный театр. Театр Афанасьева. Театр Прикотенко. Театр Кулябина», — сообщается в аннотации.

Финалом вечера стало награждение «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирска» двух легендарных деятелей новосибирского музыкального театра: заслуженного деятеля искусств России, главного хормейстера НГАТОиБ Вячеслава Подъельского и народного артиста России, солиста Новосибирского музыкального театра Александра Выскрибенцева. Почетную награду лауреатам вручил исполняющий обязанности министра культуры НСО Юрий Зимняков.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.