Пер Гюнт завершает свое путешествие в Новосибирске

0
1139

Спектакль «Пер Гюнт» в формате видеоверсии покажут в «Старом доме» на прощание. 

28 февраля новосибирский театр «Старый дом» в последний раз покажет своего нашумевшего «Пера Гюнта». Спектакль итальянского режиссера Антонио Лателла, ставший местной театральной легендой, продержался в репертуаре восемь лет и готов попрощаться с поклонниками в первозданном виде. Последняя встреча пройдет в формате видеопоказа премьерной записи спектакля, которую зрители увидят на большом экране.

Если в театральном мире и случаются чудеса, то созданный новосибирским «Старым домом» совместно с передвижной итальянской компанией STABILE/MOBILE «Пер Гюнт» — одно из них. Спектакль, рожденный как сезонный международный проект, не только надолго вошел в репертуар театра, но и перевернул жизнь маленькой труппы, открывшей в себе какие-то невообразимые, почти суперменовские способности. Новосибирский «Пер Гюнт» был признан одним из лучших спектаклей России по версии премии-фестиваля «Золотая маска», стал дипломантом Международного театрального фестиваля «Откровение», объехал с гастролями немало российских городов (и только волею не зависящих от театра обстоятельств не успел побывать за границей), наконец, послужил точкой отсчета для формирования новой репертуарной концепции — той самой, благодаря которой сегодня о камерном театре из далекой Сибири в этой стране знают все.  «Спектакль, созданный командой Антонио Лателла, стал серьезной школой и для наших служб, и для наших артистов, — рассказывает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Вся наша молодежь, вся труппа, которую сегодня считают одной из сильнейших в стране, прошла через этот сложносочиненный, но очень сильный физически, пластически и актерски марафон. И этот спектакль стал, как это бывает в театре с особенными подстановками, спектаклем-легендой. Зрители приходили на него по многу раз, гостям города непременно рекомендовали нашего «Пера Гюнта» к просмотру, о нем постоянно писали театральные критики, вручали награды, приглашали на фестивали. В общем, он действительно был ярчайшим проявлением театральной культуры Новосибирска и вошел в историю города. Мы рады, что смогли создать такой художественный и международный прецедент».

Несмотря на счастливую театральную судьбу, регулярно нивелирующую «побочку» в виде явной несценичности текста, «Пер Гюнт» не был тем произведением, о котором команда «Старого дома» мечтала в 2014-м. Труппа истово желала вновь встретиться с Антонио Лателла, харизматичным итальянским режиссером, столь вдохновившим артистов двумя годами ранее на спектакль «Трилогия: Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» по пьесам Еврипида. Кстати, по всем законам театральной иерархии хорошо известный и востребованный в Европе режиссер должен был оказаться скорее в одной из российских культурных столиц, нежели в Сибири, но в последнюю минуту передумал и решил отказаться от цивилизации в пользу впечатлений — отправиться на постановку туда, где на улицах лютуют морозы и бродят медведи. С топтыгиным не сложилось, а самые взаправдашние холода заставили гостя экипироваться в связанный из толстой пряжи свитер и трогательные шерстяные носки, в которых режиссер задумчиво восседал в фойе в перерывах между репетициями.

«Когда Антонио впервые приехал в «Старый дом» на постановку, я работала в театре штатным режиссером и стала его ассистентом, — вспоминает новосибирский режиссер Анна Зиновьева. —  Мы все по уши влюбились в этого режиссера. И мальчики, и девочки. Это была такая творческая страсть. По крайней мере, мне так виделось. Потом он уехал, и мы очень хотели, чтобы Антонио вернулся. И когда директор театра договорилась с ним о новой постановке, случилось настоящее счастье. Казалось бы, Антонио не делал ничего такого особенного, чего не знали бы другие режиссеры. Просто у одних это работает, а у других нет. У Антонио работало. Он очень талантлив, а в России талант значит многое. Он очень любопытно мыслит — образно, метафорически. Жизнь любого, даже самого обычного человека он умеет мгновенно превратить в интереснейший миф, герой которого находится между жизнью и смертью. Над ним какие-то боги, под ним какие-то боги, а в центре эмоции, которые режиссер передает своим удивительным театральным языком».

На первую встречу с артистами в Новосибирске команда Антонио Лателла приехала с уже готовой концепцией и распределением ролей. «Ребенком я считал, что «Пер Гюнт» — это сказка. Подростком находил поэму скучной.

В ЮНОСТИ определял книгу Ибсена как философские размышления, — подчеркивал итальянский режиссер. —  А потом понял, что «Пер Гюнт» — роман о человеке, напоминающем чем-то и Дон-Кихота, и Улисса, и Фауста. Роман, который ставит перед читателем главный вопрос: «Что же значит быть собой?» Что касается спектакля, то я давно хотел поставить «Пера Гюнта», но не встречал актера, который мог бы исполнить главную роль. И только здесь, в Новосибирске, мне повезло».

Специально для новой версии «Пера Гюнта» режиссер и его постоянный соавтор и драматург Розалинда Далиси создали вариацию IV и V акта поэмы Генрика Ибсена, усиливающую впечатления от странной судьбы главного героя и открывающую его актерскую, гамлетовскую природу. Так ведущий актер «Старого дома» Анатолий Григорьев в одночасье стал «живой легендой» и главным Пером Гюнтом Новосибирска.

«Режиссер Антонио Лателла приехал в Новосибирск тогда, когда он был очень нужен театру, — рассказывает исполнитель роли Пера Гюнта Анатолий Григорьев. — Случился мощный выплеск энергии, и на репетициях мы удивляли сами себя невероятными вещами, которые, оказывается, можем делать. Режиссер назвал этот спектакль путешествием, и для меня по-актерски это было действительно самое настоящее путешествие, которое я совершал от показа к показу. Перед каждым выходом на сцену я ставил перед собой задачу: проработать этот кусок, понять ту сцену. Это было трудно, но все-таки интересно. Как и сам Пер Гюнт, время от времени спектакль уходил, но потом приобретал что-то и вновь возвращался. Вводились новые артисты. И каждый из них привносил в нашу общую работу что-то свое. Ввестись в «Пера Гюнта» стало честью — и ребята с удовольствием это делали. Когда спектакль начинался, все четыре часа мы находились в какой-то параллельной реальности. А после спектакля никогда не испытывали усталости. Как будто это была разминка перед чем-то большим».

«Пер Гюнт» долгое время оставался самым массовым спектаклем репертуара. Аккумулировал в себе актерские силы театра и слыл самым энергетичным действом. Через сложноустроенный четырехчасовой спектакль прошли все новобранцы труппы, покоряя вершины театрального искусства, как альпинисты покоряют Эверест. Кто-то неизбежно сходил с трудной дистанции, но лучшие всегда оставались. Более 50 показов с неизменным Пером в исполнении Анатолия Григорьева на сцену выходила его преданная мать и прекрасная Сольвейг Лариса Чернобаева.

«Появление Антонио Лателла в нашем театре изменило мою профессиональную жизнь, — вспоминает артистка театра «Старый дом» Лариса Чернобаева. — Если раньше мне казалось, что я про себя все знаю и понимаю, то с приходом Антонио выяснилось, что во мне есть такой ресурс, о существовании которого я даже не подозревала, поскольку элементарно не владела соответствующей актерской техникой. Антонио помог мне обрести внутреннюю свободу и выражать на сцене не только контролируемые, как это происходит обычно, но и неконтролируемые эмоции. Всякий раз перед началом спектакля я стою перед занавесом и не знаю, что будет дальше, как мой организм себя поведет, как среагирует моя психика, как далеко я продвинусь в своих внутренних переживаниях, — и получаю от этого удовольствие».

Ровно через день после своего восьмого дня рождения спектакль покинет стены «Старого дома» навсегда. Декорации и бутафория — в том числе огромная туша оленя, из которой показ за показом появлялся на свет «великанов потомок» Пер, — уедут на склад. И наверняка в дальнейшем, как только у театра появится свой маленький музей, станут первыми экспонатами в его исторической коллекции. Впрочем, возможно, старт будущей экспозиции задаст лист воспоминаний, заполнить который на финальном видеопоказе предстоит поклонникам «Пера Гюнта». Увидеть в первый и последний раз на большом экране любимый спектакль придут и актеры театра, которые все эти годы играли драму Ибсена на сцене. Звезды «Старого дома» прокомментируют самые захватывающие эпизоды спектакля и вспомнят о том, как рождался «Пер Гюнт» много лет назад.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Андрея ШАПРАНА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.