План с огнем: самые ожидаемые премьеры следующего театрального сезона

0
1344

Театры Новосибирска поставили точку на очередном сезоне и официально отправились в отпуск. Возвращение случится осенью, однако еще до торжественного открытия касс артисты и цеха начнут работать над стартом следующего репертуарного года, который сосредоточится вокруг классических названий, но удивит постановочными решениями. О первых премьерах, к репетициям которых команды уже приступили, либо вот-вот возьмут новое название в работу, рассказываем в обзоре «Новой Сибири».

В «Красном факеле» впервые появятся «Мертвые души», и это будет одна из самых масштабных премьер сезона

Новосибирский «Глобус» начнет репертуарный штурм в начале сентября. Ведущая актриса театра, а теперь и режиссер Ирина Камынина поставит знаменитую «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина. Жанр постановки, возвращающей на малую сцену классику советской драматургии, режиссер определяет как «роман о времени и любви». В центре сюжета окажется история встречи мужчины и женщины, которым предстоит прожить два десятилетия в ожидании счастья, запутаться в надеждах, переболеть мечтами, сделать свой выбор между долгом и настоящим чувством и расплатиться за решение собственной судьбой.

Примерка костюмов к будущей «Варшавской мелодии» в постановке Ирины Камыниной

«Мой спектакль будет про Любовь и Время, — анонсирует режиссер спектакля «Варшавская мелодия» Ирина Камынина. — Время здесь тоже главный персонаж. В начале пьесы нашим героям по двадцать лет, в конце по сорок. Двадцать лет мыслей друг о друге. Повествование идет через дневник героя, который он пишет на протяжении жизни. От прошлого к настоящему. На сцене будет крутящийся круг, на котором меняется место действия, как циферблат часов — час за часом, день за днем. Зорин прекрасный драматург. Прекрасно выписанные диалоги, интересный сюжет, в общем, сплошное удовольствие. Мне бы хотелось, чтобы после просмотра этого спектакля люди вспомнили о скоротечности времени и захотели обнять тех, кого любят».

«Дачников» Максима Горького выведет на сцену «Старого дома» известный российский режиссер Никита Кобелев.

«Старый дом» пригласит зрителей на первую премьеру в последней декаде сентября. Юбилейный 90-й сезон театр откроет пьесой Максима Горького, чье имя в этом году тоже связано с круглой датой ‒ 155 лет со дня рождения. Выбор самой экспериментирующей труппы города пал на пьесу «Дачники». Режиссером спектакля станет Никита Кобелев, чьи работы регулярно поражают воображение театралов культурных столиц. Для стародомовской версии «Дачников» горьковский текст адаптирует белорусский драматург Дмитрий Богославский, не только знакомый новосибирскому зрителю по фабрике нарративного театра «Дисциплина», в рамках которой он создал самую яркую пьесу проекта ‒ «Катапульта», но и давний соавтор режиссера. Никита Кобелев уверяет, что драматург Богославский, замечательно умея конструировать, пишет сердцем и от того создает пьесы чувственные, эмоциональные. Можно предположить, что и перерожденные «Дачники» будут столь тонко настроены, что смогут без присущей «буревестнику революции» категоричности уловить душевное состояние нынешней интеллигенции, вновь оказавшейся в зоне исторической турбулентности, где экзистенциальные петли не менее коварны, нежели трассирующие пули.

«Как в бессмысленности смыслов отыскать новый смысл? — задается вопросом режиссер спектакля «Дачники» Никита Кобелев. — В этой точке каждый начинает выстраивать новую жизненную стратегию, честно говорить о том, что у него болит и искать новую опору. Интрига наших “Дачников»” заключается в том, что это будет спектакль в спектакле. Горький доводит фарсовый ключ до упора в четвертом акте, где все потуги героев становятся очевидно бессмысленными, а сами они выглядят нелепо и смешно, как персонажи трагикомической пьесы. Собственно, Горький намекает нам, что каждый из дачников – всего лишь “маска”, которая действует по законам жанра. Но мы здесь не выступаем обличителями и намеренно уходим от “горьковского клише”. Это будет искренний разговор о людях, попавших в определённую ситуацию – людях, которые вызывают сочувствие, улыбку и сопереживание».

Режиссер Наташа Слащева пустится по философской реке вечности вместе с Ежиком и Медвежонком на сцене Новосибирского театра кукол

Новосибирский областной театр кукол начнет свой путь в сезон с философской сказки «Про ежика и медвежонка». Глубину и непосредственность анималистических историй Сергея Козлова транслирует в кукольный мир режиссер Наташа Слащева, поставившая несколько сезонов назад в НОТЕКе атмосферную и чуть лавкрафтовскую «Муму». Визуальные миры плывущих по течению жизни героев на сцене создаст петербургский художник Виктор Клочко, а музыку сочинит Павел Кузюкович ‒ в прошлом трубач группы «Ляпис Трубецкой» и создатель авторского проекта в стиле нью-джаз Pafnutiy's dreams. Работа над новыми приключениями неразлучных друзей начнется в августе. Погружаться в созерцательно-гармонический дзэн и получать свой приправленный юмором и пронзительным лиризмом трансперсональный опыт Ежик и Медвежонок будут вместе с аудиторией старше шести лет.

«Это будет спектакль о том, как всё хрупко в этом прекрасном мире, как все быстро исчезает, — поясняет режиссер спектакля «Про Ежика и Медвежонка» Наташа Слащева. — Как важно всё это успеть заметить и этому порадоваться. “Правда, мы будем всегда?”‒ спросит медвежонок у ежика. Что ежик ему ответит ‒ приходите послушать и посмотреть.  История развернется в лесу, среди досок, палок, деревянных лестниц-стремянок. В атмосфере студенческих посиделок и кухонных ночных разговоров».

Сергей Афанасьев возродит одну из самых ярких своих комедий — спектакль «Женитьба Фигаро», который считался главным театральным антидепрессантом нулевых

В последний день сентября в премьерные чарты ворвется Городской драматический театр. Главный режиссер Сергей Афанасьев возродит из театрального пепла одну из самых ярких постановок нулевых ‒ искрящий брызгами шампанского и разящей клинками иронии «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Спектакль по отрихтованной пьесе Бомарше ждет новая сценография от Олеси Беселия, «свежий» актерский состав и пересочиненное музыкальное оформление. Комедия, ставшая в свое время главным антидепрессантом театрального Новосибирска, сулит не только любовь, интриги и счастливый конец, но и приступы беспричинной радости. На сцене все танцуют, поют, влюбляются, ловко плетут интриги, устраивают то свадьбу, то скандалез и, конечно, хлопают пробками, что и полагается делать, перечитывая «Женитьбу Фигаро», ‒ если верить классику.

«Свобода, с которой существуют актеры в разных реальностях, перемещаясь из классической пьесы в современность, невероятна и находится где-то за пределами понимания, — описывал первую версию спектакля новосибирский журналист Сергей Самойленко. — В спектакле артисты летают на качелях, танцуют ирландские и прочие танцы, поют под фонограмму, вживую, а капелла. И весь этот невероятный коктейль из танцев, музыки, почти комеди-клабовских шуток и классического текста шипит, пенится и гонит по жилам чистый эндорфин, давая ощущение счастья».

Новосибирский режиссер Дарья Супрунова расскажет о любви в контексте классики советской драматургии

В октябре свой вклад в премьерную страду внесет Сибирский камерный театр «13 трамвай». Молодая и жадная до театральных приключений команда выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив и представит спектакль «Ностальгия по любви». Режиссером истории, основанной на пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева», станет Дарья Супрунова. Жанр, которым планирует оперировать постановщик, ‒ притча как «выпуклый пример ситуаций, людей и их выбора».

«Зрители нашего театра в большинстве ‒ молодежь от 16 до 35 лет, — поясняет художественный руководитель театра «13 трамвай» Дарья Супрунова. — Это наша уникальная особенность. И большая ответственность. Такой зритель требует особого подхода, ни в коем случае не допуская менторства или доминирования. Поэтому наш выбор не Чехов, Островский или Булгаков, а неизвестная молодому поколению, но продолжающая традиции великих классиков Алла Соколова. Драматургия Аллы Соколовой – это зафиксированная словом жизнь человеческого духа. Ее герои говорят просто и понятно, не натянуто-официально и, тем более не на бытовом, “уличном” наречии. Слово Соколовой – светлое, чистое, не содержащее “чернухи”, вошедшей в театральную моду еще с 90-х. Богатство русского языка помогает автору рисовать интересные, сложные образы и характеры персонажей. Cаша, Люба, Фарятьев не привязаны к определенному времени, к бытовым подробностям. Их взаимодействие происходит внутри одной обобщенной квартиры. Все, что за ее пределами, как будто не существует. Не существует и Бетхудов, которого все знают, но никто не видит. А Мама и Тетя сливаются в один образ, олицетворяя силу слепой родительской любви, довлеющей над героями, не принимающей в расчет желания и мечты подопечных. В этой трактовке герои становятся носителями определенных человеческих ценностей и установок. А зритель, как и положено, делает свои выводы, эмоционально, душевно подкрепленные через сопереживание».

Новосибирские театралы с особым нетерпением ждут «Мертвые души» Андрея Прикотенко, но пока постановочная команда не готова делиться секретами замысла

Первой премьерой 104-го сезона для театра «Красный факел» станут «Мертвые души». Поэму, сквозь призму которой великий Гоголь умудряется видеть вечность в «поразительно дифференцированных деталях», интерпретирует плодотворный творческий тандем ‒ режиссер Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили. Не секрет, что к этому дебюту на большой сцене «Сибирского МХАТа» приковано все внимание здешних театралов: ведь прежние новосибирские успехи этой команды создавались в камерном пространстве «Старого дома» и ловко врывались в шорт-листы фестивалей и премий всероссийского масштаба. Зрители делают ставки, а труппа готовится к большой и сложной работе с текстом, который будет, как всегда, написан режиссером, совершенно провидческим образом умеющим обнаружить в сюжетных пружинах полуторавековой давности нерв сегодняшнего дня. Художественную концепцию главного проекта сезона Андрей Прикотенко пока держит в секрете, а в плане сценографии обещает кардинальную смену пространственной парадигмы зала.

«В этом спектакле мы увидим преображенное пространство “Красного факела”, — рассказывает режиссер спектакля «Мертвые души». — Художник Ольга Шаишмелашвили всегда очень ловко работает с пространством. Это было и в “Старом доме”, где пространственные композиции от спектакля к спектаклю разворачивались самым необыкновенным образом. Мне кажется, теперь нам удастся неожиданно увидеть сценическое пространство “Красного факела”. Таким оно никогда не было, и в этом заключается интрига. Участвует в спектакле почти вся труппа».

Семейный дуэт Нонны и Андрея Кротовых знает секрет успешного мюзикла и с легкостью прививает музыкальной сцене литературные шедевры

Завершит премьерный забег Новосибирский музыкальный театр. В декабре свет рампы увидит мюзикл «Два капитана» по роману Вениамина Каверина. Выпущенная в 1944 году книга пользовалась в СССР необычайной популярностью. Пожалуй, самый известный советский приключенческий роман для юношества выдержал более ста переизданий, был переведен на все известные иностранные языки и принес автору немало дивидендов ‒ от дачи в Переделкино и Сталинской премии до международной славы. Героям «Двух капитанов» устанавливали памятники, их именами назвали площади и улицы, а текст охотно переносили из литературных эмпиреев в другие сферы искусства. Роман дважды экранизировали, превратили в сериал, а в XXI веке вывели на сцену. Увы, мюзикл «Норд-Ост» вошел в историю не только по сугубо культурологическим причинам. Но двадцать два года спустя бестселлер Каверина решился перепрошить для музыкальной сцены семейный творческий дуэт – Нонна и Андрей Кротовы. Спектакль поставит режиссер Дмитрий Турков, впервые сотрудничающий с Новосибирским музыкальным театром.

«Для нас, авторов мюзикла, сюжет “Двух капитанов” ‒ большой подарок, — рассказывает либреттист Нонна Кротова. — Мы благодарны театру и Леониду Михайловичу Кипнису, который принял решение об этой постановке. И, в то же время, сложная задача ‒ как уместить в два часа сценического времени события, которые разворачиваются в книге на протяжении 30 лет. Роман Каверина в каждой экранизации, в каждом воплощении раскрывается новыми гранями, но главное — в нем есть история настоящей любви, яркие герои, которые будут интересны артистам и любимы зрителями, тайны и испытания. Наша задача ‒ дать этой истории возможность звучать, жить в музыке, в мелодиях, которые идут от сердца к сердцу, и хитовых номерах».

(12+); (16+)

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА, Андрея ПАРФЕНОВА, Дарьи ЖБАНОВОЙ, а также из архива театров «Глобус», «Старый дом», Городского драматического театра под руководством С. Афанасьева

 

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.