Бывший телеведущий и бывший солист-вокалист Новосибирской государственной филармонии Алексей Крыжановский, возглавивший в начале этого года ДК им. Октябрьской революции, мечтает прочертить «культурную ось» по улице Ленина.
ЖИЗНЕННЫЙ путь Алексея Крыжановского подобен синусоиде, причем каждый раз трудно спрогнозировать, насколько новая точка на ней будет удалена от среднестатистического бытия. Именно по этой причине вполне успешный преподаватель экономики в вузе и учащийся Новосибирской консерватории совершил движение в совершенно иную сферу — попал на телевидение. Потом возникли оперный театр, авторская вокальная школа, работа солиста филармонии, и вот очередной поворот — в этом году он стал директором ГАУ НСО «ДК им Октябрьской революции», неформально — ДК Революции. Именно по этой причине первый вопрос к Алексею немного «революционный».
— Клуб имени Сталина, «Кобра», а теперь клуб «Революция»… Что, действительно нужно старый мир разрушить, чтобы создать новый?
— Если вы говорите про нынешнее название, то да, мы несколько упростили для уха сложную конструкцию, но и придали некий новаторский смысл. Если эволюционный путь привел ДК к культурному застою, то именно революция помогает придать новый импульс движению. Причем совсем не обязательно при этом все крушить на своем пути. Да, поначалу пришлось сделать определенные кадровые перестановки, навести порядок в документации и в работе клубных формирований. Но уже через пару-тройку месяцев мы получили результат. Сейчас собственными силами мы можем провести мероприятие самого серьезного уровня: хореографическая школа «Шаги», танцевальный коллектив «Кобра» — чемпионы всего чего только можно, вокальная школа «В Голосе», народный хореографический коллектив «Сибирские просторы» — все это наш творческий потенциал. Даже язык не поворачивается назвать их кружками — это высокопрофессиональные коллективы.
— Ну хорошо, новые и незаслуженно забытые старые коллективы сегодня в работе, а результат то какой? Еще недавно «Кобра» ассоциировалась у публики лишь с танцами для тех, кто годы не считает, да со свадьбами и банкетами. Как сейчас выглядит ваш «культурный портрет»?
— Клуб имеет богатую историю, действительно нам есть что вспомнить — в том числе Шостаковича и оркестр Ленинградской филармонии в годы войны. В этом здании были кинотеатр, клуб совторгслужащих, ночной клуб и даже казино. Вспомните про рок-фестивали. Да, все это было. Сейчас мы возвращаем клубу его основное предназначение культурного дома с открытыми дверями. «Твой шанс», «Золотая кобра», «Кончерто гроссо» — это уже традиционные конкурсы-фестивали, их мы, конечно, поддерживаем, но уже начали создавать новые бренды.
— Мне удалось 29 ноября побывать в загадочной «Квартире 116», которую помню как помещение театра Сергея Афанасьева двадцатилетней давности. Дух и атмосфера сохранились, да и поколение слушателей, заполнивших небольшое помещение, было как раз из того времени. Слушали новые песни Сергея Гребнева и его «Детей понедельников»?
— Да, верно. В нашем зале малых форм, «Квартире 116», стартовала серия квартирников — клубных выступлений в теплой и непринужденной обстановке под аккомпанемент нашей новой штатной группы «Генеральный секретарь». Проходят там и авторские вечера новосибирских исполнителей-бардов, в формате этно, рока, фолка. Чего говорить, я и сам с большим удовольствием принимаю участие в концертах. Весь материал записывается, и потом на руках монтируется версия каждого выступления. Но мы добавили еще малых форм: детский проект «Хвостики» — литературные вечера для детей от 5 до 10 лет, «Чемодан историй», «Читаем вслух». Стартовал проект «ТСЖ» («Территория счастливых женщин»), в апреле мы проведем для женщин областной региональный конкурс «Достояние Сибири». Разумеется, это не полный список наших мероприятий, мы создали собственную студию звукозаписи «МегаТон», раскручиваем клуб и как концертную площадку — например, исполнитель на уникальном инструменте дудук собирал полные залы. В общем, сейчас есть все условия для создания своего качественного «культурного продукта».
— Должен ли «культурный продукт» иметь срок хранения? Он не скоропортящийся?
— Нет, мы не разделяем идею «быстрого хайпа». Для нас важны системность и результат. Важно, когда после мероприятия в сухом остатке остаются новые знания. Когда зритель, придя после концерта домой, ищет в поисковике дополнительную информацию. Когда учащийся клубного формирования может поступить в непрофессиональное образовательное учреждение. Когда случайно зашедшие к нам люди остаются, чтобы узнать, чем живет клуб и чем планирует жить.
— Кстати, о планах. Это что-то грандиозное, я полагаю?
— Думаю, со мной согласится большинство руководителей культурных учреждений, что творческие возможности часто бывают безграничны, а вот технические — не всегда. Я очень надеюсь, что в скором времени мы сможем провести реконструкцию здания, вернув ему исторический облик, оснастив при этом современными техническими системами звука, света, сделав пребывание там зрителя и музыканта максимально комфортным. В цокольном этаже будет организован джаз-клуб «Революция» где музыканты всех стилей будут чувствовать себя как дома. Все предварительные расчеты проведены, предпроектные решения визуализированы — в общем, мы готовы к переменам! Кстати, летом мы начали осваивать и внешнее пространство перед ДК. Мероприятия на 9 Мая и День города прошли просто на ура. Именно тогда, стоя на ступенях, я вдруг подумал: а почему бы не прочертить «культурную ось» по улице Ленина и не завершить ее площадью трех театров, объединив их в единое культурно-архитектурное пространство? Я уверен, что для города это могло бы стать визитной карточкой. Ну а что? Даже название остановки общественного транспорта «Площадь трех театров» звучит красиво.
Павел НАСТИН, специально для «Новой Сибири»