«Прекрасный дар» Серебряковой в Художественном музее

0
773

10 декабря — день рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (девичья фамилия Лансере) — русской и французской художницы, члена объединения «Мир искусства», одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Выставка «Прекрасный дар» произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884—1967) из «золотого» фонда Новосибирского художественного музея подготовлена к 140-летию со дня ее рождения.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет в шарфе (1911 г.) НГХМ, Новосибирск
Зинаида Серебрякова. Автопортрет в шарфе (1911 г.) НГХМ, Новосибирск.

В собрании Новосибирского художественного музея 21 работа выдающейся художницы. Бóльшая часть из них поступила непосредственно от ее детей — Татьяны Борисовны и Евгения Борисовича Серебряковых. Не только два живописных шедевра — «На террасе в Харькове» и «Балерины в уборной», но и ряд графических листов Серебряковой из собрания высокого художественного уровня широко известны специалистам и любителям искусства.

Серебрякова родилась и выросла в известной семье архитекторов, художников, скульпторов Лансере-Бенуа. Она училась в художественной школе княгини М. К. Тенишевой; в 1903—1905 годах у портретиста О. Э. Браза; в 1905—1906 годах занималась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Прославилась художница в 1909 году, когда написала автопортрет «За туалетом», картину, представленную на VII-й выставке Союза русских художников в Петербурге и ставшую одним из самых известных шедевров художницы. В 1917 году Серебрякова была выдвинута на соискание звания академика Императорской академии художеств, но академиком так и не стала по понятным «революционным» причинам. Она участвовала в московских выставках «Мира искусства», а позже, в 1918 году — в выставке «Русский пейзаж» в Петрограде и в 1920-м — в Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов.

В 1924 году 14 ее картин успешно экспонировались на выставке в Нью-Йорке, а осенью того же года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно (французское гражданство она получила только в 1947 году). В конце 1920-х Зинаида Серебрякова впервые едет в Марокко: во время двух поездок по она сделала около 60 набросков и этюдов — они принадлежат к лучшему из того, что создано художницей в эмиграции.

Когда в 1919 году от сыпного тифа скончался муж, художнице было всего 38 лет, но она и до этой трагедии, и после слишком уж часто в письмах использовала слово «отчаяние»:

«Я... в отчаянии от своей живописи!" (1911 г.); «Какой отчаянный, тяжелый год!» (1918); «Я в отчаянии, все так безнадежно для меня" (1922 г.); «Я и сама в отчаянии от своей глупой слабости и растерянности» (1924 г.).

Все говорили, что юность сквозит в ее полотнах, но Зинаида вынуждена была заниматься поденщиной, чтобы прокормить четверых детей. Неуверенность в себе и застенчивость, а также отсутствие коммерческой жилки мешали Серебряковой продавать свои работы по сколь-нибудь достойной цене.

Зинаида Серебрякова (1964 г.)
Зинаида Серебрякова (1964 г.).

Слава на родине пришла слишком поздно. В период хрущевской оттепели власти СССР «открывают» Серебрякову для советской публики — за год до смерти, в 1966 году, большие выставки ее картин были представлены в Москве, Ленинграде и Киеве.

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (1921 г.) НГХМ, Новосибирск
Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (1921 г.) НГХМ, Новосибирск.

С тех пор прошло шестьдесят с лишним лет. Новосибирская коллекция позволяет представить на нынешней выставке произведения 1900-х-1910-х годов, созданные в родовом имении Нескучное, и более поздние работы парижского периода. В экспозиции, которая откроется 25 октября, преобладают произведения разных жанров, исполненные акварелью, темперой, пастелью, графитным карандашом. Глубиной и свежестью тона восхищают пейзажи Серебряковой. Лиризмом пронизаны изображения близких ей людей; величавой сдержанностью отличаются образы как русских крестьян, так и простых жителей Марокко в ее портретах. Этюд к эпическому полотну «Беление холста» с данными с низкой точки зрения фигурами крестьянок и этюд обнаженной женской натуры к декоративному панно дают представление о незаурядных возможностях художницы в монументальной живописи.

Из двух живописных произведений художницы из собрания Новосибирского художественного музея в выставочном зале посетители увидят известную картину «Балерины в уборной» 1923 года.

Сегодня Зинаида Серебрякова — художница с мировой известностью, и интерес к ее творчеству только растет. Неизменная популярность Серебряковой объясняется не столько бесспорными художественными достоинствами ее произведений, сколько способностью видеть высокое в обыденном и искренне, трепетно передавать его в гармоничных, одухотворенных образах. Александр Бенуа назвал «прекрасным даром» для публики первую успешную картину художницы, но это определение можно отнести ко всему ее творчеству.

6+

Ранее в «Новой Сибири»:

«Муратовские чтения» в Художественном музее: к 90-летию искусствоведа и коллекционера

«Золотая пчела 16» в ЦК19. Открытие второй части «Избранного»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.