Путешествие «Марьиного поля» из Новосибирска в Екатеринбург

0
1170

«Первый театр» завершил сезон поездкой в Екатеринбург. В программе XV Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» артисты новосибирского молодежного театра представили спектакль «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Мистическая комедия в постановке главного режиссера Павла Южакова не заработала фестивальных наград, но получила нового зрителя и опыт работы в формате большой сцены.

Сцена из спектакля «Марьино поле» в постановке Павла Южакова

«Коляда-Plays» — международный театральный фестиваль современной драматургии, ставший за двадцать восемь лет существования самой неформальной визитной карточкой театрального Екатеринбурга. Фестиваль проводится с 1994 года и старается обходить стороной бюрократические препоны. Его президентом, вдохновителем и движущей силой является известный российский драматург, режиссер, театральный деятель Николай Коляда. В программу смотра устроители включают спектакли по пьесам современных уральских драматургов или лауреатов конкурса «Евразия», таким образом в объектив форума попадают спектакли разных театров, но обязательно поставленные по пьесам Николая Коляды и его учеников.

Пьеса «Марьино поле», которую представила на фестивале «Коляда-Plays» команда новосибирского «Первого театра», написана драматургом уральской школы «новой драмы» Олегом Богаевым, переведена на основные европейские языки и идет в самых разных театральных локациях – от Чикаго до Улан-Удэ. Режиссер Павел Южаков дважды интерпретировал мистическую комедию о трех старухах, которые, прожив сто лет, вдруг отправляются на вокзал встречать своих не вернувшихся с войны мужей и попадают по дороге в «иную реальность»: на подмостках Учебного театра со студентами Новосибирского театрального института и с профессиональными артистами на сцене театра, который со дня основания возглавляет. В годовщину премьеры в «Первом» спектакль был показан на фестивале в Екатеринбурге.

«Я не разделяю драматургию по качеству на современную и классическую, — пояснил по приезду на «Коляда-Plays» Павел Южаков. — Считаю, что в любое время существуют хорошие и слабые пьесы. Для этого и проводятся фестивали, чтобы хорошие драматические произведения любых жанров сохранялись. Мы показываем пьесу уральского драматурга Олега Богаева, которая была написана в 2004 году. О том, что она существует, мы тоже когда-то узнали благодаря фестивалю. Я ее прочитал, она в меня попала, мы ее поставили. Этот спектакль наиболее полно характеризует нашу труппу и ее достижения. К тому же нам хотелось показать, что мы, сибиряки, сделали с вашим уральским текстом. Мы объехали с этим спектаклем уже несколько городов. И, по моим наблюдениям, довольно мизерный процент составляют те, кто не принимает этот материал. В основном публика ходит, восхищается, принимает. И тема звучит все более актуально».

Команда новосибирского «Первого театра» на фестивале современной драматургии в Екатеринбурге

В Новосибирске, на своей родной площадке «Марьино поле» играется в камерном пространстве на 108 зрителей. В Екатеринбурге артистам пришлось выступать на сцене Театра балета «Щелкунчик» и перестраивать спектакль с расчетом на 278 мест. Выйти на новый масштаб и объем команде «Первого театра» помог опыт другого фестиваля – «Новосибирского транзита», в котором труппа молодежного театра приняла участие в первой половине июня. Тогда «Марьино поле» выехало на свою первую серьезную гастроль, заглянуло в четыре города – Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул ‒ и отработало залы в 700-800 человек, по достоинству оценив энергетику и силу большого формата.

В этом году на фестиваль «Коляда-Plays» было подано около 150 заявок. Несмотря на финансовые трудности, о которых бессменный президент «Коляда-Plays» сообщил еще на стартовой пресс-конференции, за десять дней зрители Екатеринбурга смогли увидеть 27 постановок, выпущенных 18 театрами России и Казахстана. Наряду со спектаклями, отбирал которые в основную программу лично Николай Коляда, в рамках смотра традиционно проходили читки пьес и обсуждения постановок с участием театральных команд, зрителей и театральных критиков.

«Мы не потопляемые, как говорится в одной моей пьесе, — отметил накануне открытия президент фестиваля Николай Коляда. — Будем жить и людям дарить радость. Я очень радуюсь, что несмотря на маленькие деньги, фестиваль состоится. Мы хотим поддержать молодых, моих учеников, молодых драматургов, поддержать молодых актёров, режиссёров. “Коляда-plays” – это не фестиваль-достижение, это – фестиваль-лаборатория, на которой мы ищем новые формы, пытаемся показать, как современными театральными средствами рассказать со сцены людям о том, что сейчас происходит в мире».

Репетиции спектакля «Марьино поле» на новой площадке в Екатеринбурге

Торжественное открытие фестиваля прошло на площадке перед «Коляда-театром», где организаторы устроили пенную вечеринку с огромными мыльными пузырями и танцами. Показы работ участников конкурсной программы шли одновременно на нескольких площадках – по три спектакля в день. Имена лауреатов фестиваля «Коляда-Plays» в номинациях «Лучший режиссер», «Лучший актерский ансамбль», «Лучший актерский дуэт» и «Лучшая мужская и женская роль» были озвучены на торжественной церемонии закрытия. К сожалению, новосибирцы в призы не попали, однако опыт получили весьма любопытный.

«Фестиваль получился очень душевным. Организаторы максимально старались держать домашнюю атмосферу, — поделилась впечатлениями исполнительница главной роли в спектакле «Марьино поле», актриса «Первого театра» Елизавета Маслобоева. — Мы в первый день приезда попали в театральный клуб, а в день закрытия побывали на даче у Николая Коляды. Послушали читки и пообщались с артистами из разных театров. После закрытия фестиваля побывали на спектакле Коляды и посмотрели, как живёт этот театр».

«Мне очень понравился Екатеринбург, — поддержала коллегу артистка Елизавета Кузнецова, исполнившая в «Марьином поле» роли Смерти и Статуи. — Красивый город. Для меня это и Москва, и местами Питер, и Новосибирск в одном флаконе. Принимающая сторона сделала все для нашего комфортного пребывания ‒ мы отдыхали, общались, ели шашлыки и безумно вкусный плов на даче у президента фестиваля, слушали пьесы, победившие на драматургическом конкурсе «Евразия», и спектакль, как мне показалось, здесь был другим. В нем в хорошем смысле, появилось что-то новое, и зритель оказался внимательным, подключенным, что тоже было приятно».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

Фото Валентина КОПАЛОВА.

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.