В начале августа в Москве открывается большая выставка сибирских фотохудожников «Труд — цель, идея», на которой люди труда будут показаны в очень неожиданном ракурсе.
Московская фотовыставка называется «Труд — цель, идея». Этот словесный оборот, если верить кураторам проекта, был придуман Нурсултаном Назарбаевым, который несколько лет назад провозгласил в Казахстане идею Общества Всеобщего Труда.
На самом деле, совершенно не важно, кто изобрел данный лозунг, важно кто придумал сам проект — столь масштабный и нестандартный даже по нынешним временам. А это два новосибирца — Евгений Иванов и Вячеслав Мизин, известные в городе как фотохудожник и просто художник. Но даже и это не самое главное.
Важнее всего то, что, говоря официальным языком, 9 августа в Москве должна открыться большая выставка Сибирского филиала Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО при поддержке Новосибирского отделения Союза фотохудожников России. А если перевести все это на язык самих организаторов и авторов, получится, что Сибирь хочет продемонстрировать видавшей виды Москве новый аспект существования сибирской культуры — показать, как нужно мыслить коллективно, творчески и современно.
Конечно, выглядит несколько странным, что группа людей, объединенных идеей сибирского иронического концептуализма, как они это называют, вдруг на полном серьезе взялась за такую работу. И еще занятно, что симбиоз поднятых ими художественных и социальных тем оказался настолько круто замешанным, что даже они сами начали уже слегка путаться в этой своей концепции.
И все же, как говорил польский писатель Ежи Лец: «Бывают времена, когда иронии приходится восстанавливать то, что разрушил пафос».
Человека, который называет себя сокуратором, зовут Вячеслав Мизин, он широко известен как художник. Так что нетрудно догадаться, откуда растут уши у этого проекта.
— Вячеслав Юрьевич, почему у выставки «казахское» название? Чисто для привлечения внимания?
— Дело тут не в популистском названии выставки. Меня с самого начала появления этой идеи заинтересовало другое: со времен социалистического реализма очень долго тема труда никем никак серьезно не рассматривалась. Может быть, в силу общей нынешней пригламуренности. Но хотя после ликвидации СССР она толком и не звучала, над ней так или иначе работало множество художников, фотографов и всяких разных артмейкеров. А тут оказалось, что в Сибири всегда была очень сильна репортажная фотография — например, до сих пор недооцененная легендарная фотогруппа «ТРИВА» из Новокузнецка, работы которой, как мне кажется, сравнимы с работами таких мэтров, как репортажники Валерий Щеколдин, Владимир Семин, Юрий Абрамочкин... Вот мы и поняли однажды, что в индустриальной теме есть множество аспектов, и чуть ли не каждый уважающий себя фотохудожник так или иначе к ней причастен.
— Но каким же образом в индустриальной теме появился элемент иронии? Ведь такой подход можно принять за насмешку над некими идеалами.
— Это не критицизм, а просто несколько юмористический взгляд на вещи. Помесь легкой пафосности и легкой юмористики. Как в марксистско-ленинской эстетике, которую нам преподавали в институте: если в выставке или худпроизведении присутствуют эстетические пары (комическое и трагическое, возвышенное-низменное, прекрасное-безобразное), то это состоятельное произведение. А вообще-то, концепцию создает куратор, и идеологию выставки выстраивает куратор. И то, что многие авторы очень серьезно относятся к своим работам, — это нисколько не дезавуирует саму выставку.
***
Выставка пройдет в базовом зале бывшего ГЦСИ площадью в 600 квадратных метров. Проект в основе своей состоит из девяти больших блоков фотографии: творческой («прямой») времен СССР; современной художественной авторской; сделанной для сегодняшних СМИ; коммерческой — для корпоративных изданий и рекламы; фотопленеры на новосибирском заводе «Труд»; портреты для «Доски почета»; производственная тема в современном искусстве; любительское фото «на память»; мультимедийные программы.
Для выставки предоставили свои работы около тридцати авторов из Томска, Новокузнецка, Красноярска и Новосибирска, а география съемок еще более обширна — от Мурманских верфей до Саяно-Шушенской ГЭС. Экспозиция как бы начинается с классической репортажной «советской» фотографии от участников знаменитой группы «ТРИВА» — Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова.
А уже далее почти что в хронологическом порядке следуют остальные. Современные аспекты индустриальной фотографии представляют авторы поколения эпохи слома позднего соцреализма: Роман Шаленкин с его неожиданно «глянцевыми» портретами рабочих, Вадим Махоров, Антон Уницын, Виктор Боровских и другие.
Получится ли из разножанровых фотографий цельная композиция, которая будет соответствовать замыслу организаторов, будет ясно в августе. К тому же замысел этот каждый может оценивать по-своему. Где-то в СМИ высказывалась мысль, что тема труда в современной сибирской фотографии может рассматриваться как продолжение и модернизация этой же темы времен социалистического реализма. Очень не хотелось бы с этим соглашаться: здесь скорее просматривается дерзкая идея начать все сначала и сделать все чуть ли не наоборот (воспользовавшись, конечно же, горьким опытом своих предшественников).
Начнем с того, что, согласно словарям, труд — это «целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества». Как ни странно, пара положений, сформулированных выше, очень часто не соответствовали действительности как при советской власти, так не соответствуют ей и сейчас. Поэтому серьезно рассуждать о том, что нынче тема труда вполне эволюционно оказалась востребованной, нужно сначала немного подправить формулировку — ну, хотя бы написав «(не)целесообразная и (не)сознательная».
Можно было бы даже предположить, что подобным «ревизионизмом» и хотят заняться придумавшие проект кураторы. К счастью, они очень далеки как от философии, так и от политики, их в большей степени волнуют проблемы творчества. Ну и другие более интересные вещи.
Вот, например, как комментирует суть проекта его куратор Евгений Иванов: «Выставка интересна тем, что мы попытались отразить многообразную и специфическую тему труда в фотографиях, а именно: показать, как труд снимают разные фотографы. Диапазон представленных авторами жанров и стилей широк — от высокой творческой фотографии до утилитарной, рекламной и коммерческой».
Правда, сокуратор Иванова все же пытается выстраивать некую идеологическую цепочку, что свойственно упрямой творческой натуре Вячеслава Мизина.
— Когда произносишь слова «человек труда» — тут даже некие марксистские коннотации появляются. Вот советский теоретик искусства Михаил Лифшиц однажды открыл для себя эстетику Маркса и стал утверждать, что весь западный авангард — это искусство безобразное и вредное. А вот соцреализм — как направление — это единственная в мире серьезная и правильная культурная традиция. Так что не надо и о таких теориях забывать.
Как наш ответ всей прозападной культуре с их непонятными клеточками и палочками, разлагающими сознание масс, можно расценивать очень символичное мероприятие, которое три года назад прошло у нас в Новосибирске на заводе «Труд», — его помогла тогда организовать, кстати, ваша «Новая Сибирь» в лице Марка Готлиба. Этот был так называемый фотопленер, в процессе которого несколько фотографов — совершенно разных стилистических пристрастий — в течение нескольких дней снимали «человека труда». И когда мы потом сделали большую выставку, то оказалось, что она и рабочим понравилась, и директору завода Юнусу Ислямову, и для фотографов стала небесполезной. А к героям своих фотографий авторы даже начали относиться, как к «своим людям».
Правда, нас до сих пор спрашивают, почему в названиях работ слово «труд» взято в кавычки. Приходится каждый раз объяснять, что это никакое не кощунство, а просто название завода «Труд», на котором и проводился фотопленэр.
— А архивные видеоматериалы каким образом вы прилепили к своему проекту?
— Очень легко. Фильмы Западно-Сибирской студии кинохроники 70-х годов — они многоаспектные. Например, в одном из них показывают, как детишек, которых с юных лет учат на монтажников-высотников, специально водят в цирк и тренируют где-то там на трапециях, чтобы они не боялись высоты. Возят в какие-то лагеря — по скалам, что ли лазать… В общем, помимо производства детям предоставляли некую игровую практику. Так что я смотрю такие фильмы, как просто какие-то квесты.
В программу выставки войдет фильм замечательного документалиста Бориса Борисовича Травкина о монтаже большого моста — формально снятый как авангардное советское кино, но не в ускоренном темпе, как это было тогда принято, а в некоем элегическом. И эта неуместная как бы романтика превращает картину в очень современную. Укладывающуюся в нашу концепцию.
Так что эти видеоматериалы мы тоже в какой-то степени рассматриваем с позиции сибирского иронического концептуализма. И все это так или иначе может характеризовать наш регион с точки зрения современного искусства.
Кстати, мы очень благодарны всем, кто нам помог, куратору и сокуратору: Музею документального кино Новосибирска и лично Элле Давлетшиной; Новосибирсккиновидеопрокату под временным управлением Алексея Бутова; Музею Новосибирска и его директору Елене Щукиной.
— В эпоху СССР с ее знаменитым лозунгом «Труд облагораживает человека» тогдашние идеологи со своей стороны тоже старались, как могли, «облагораживать» труд. А теперь вы хотите превратить эту проблему в какую-то комедию с трагическим оттенком.
— Да, честно говоря, наш сибирский иронический концептуализм начинает немного проседать, столкнувшись с этой темой. Может, действительно пора как-то изменить доктрину, а то мы что-то немного зациклились.
— А вот скажи: что, совсем не страшно вот так амбициозно заявить о себе в самом центре Москвы?
— Мы идем, конечно, на некий риск, поскольку данная, так сказать, эстетическая область малоисследованна. Поэтому в первую очередь хотим предложить нестандартную тему. Хорошую выставку нужно повторить четыре-пять раз, чтобы довести ее до ума. Вот мы в прошлом году и потренировались предварительно в Томске — правда, на площади всего в 70 метров.
Но, вообще-то, Москве пора бы уже знать свое новое место. Был такой проект-шутка, придуманный на архитектурном конкурсе «Золотая капитель». Если принять Новосибирск как географический центр России, то территории вокруг него положено называться Центральным округом. И, соответственно, по карте справа в сторону от него — Дальневосточный административный округ, а с другого бока — Калининград и Москва, которые, по логике вещей, должны входить в Дальнезападный. Вот такая примерно география получается.
***
В 2013 году в России указом Путина было возрождено звание Героя Труда Российской Федерации, а звание Героя Кузбасса — высшая награда Кемеровской области — появилось и вообще 12 лет назад. Можно предположить, что подобные звания введены с прицелом на новую индустриализацию и возвращение всевозможных утерянных ценностей и идеалов. Но пока что, в эпоху гастарбайтеров, в существующей у нас политической и социальной парадигме такое маловероятно. Вот разве что такие проекты, как «Труд — цель, идея», продемонстрируют нам какие-то новые идеалы и ценности. Без каких-либо намеков на новую индустриализацию.
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
Фото: Роман Шалёнкин, из серии «Шахтеры и металлурги Кузбасса»; Владимир Соколаев (фотогруппа ТРИВА) «Машинист загрузочной машины в столовой. Новокузнецк» (1978); Евгений Иванов, из проекта «Сибирские масоны» (2013); Владимир Соколаев (фотогруппа ТРИВА) «Очистка пушечного жерла. Доменный цех КМК. Новокузнецк» (1976)