Вместо дома Кирова музей извозчика Метлина

0
2897

Новосибирский государственный краеведческий музей представил обновленную экспозицию «Городская усадьба Ново-Николаевска»

РАНЬШЕ этот незаметный домик на улице Ленина именовался Музей «С. М. Киров в Сибири». Дом-музей Кирова открылся 30 октября 1947 года и просуществовал 70 лет. На мемориальной доске перед входом написано: «Здесь в 1908 году жил и работал пламенный трибун революции, выдающийся деятель КПСС и советского государства Сергей Миронович Киров (Костриков)». В этом небольшом тексте две ошибки. Во-первых, Киров не состоял в КПСС, компартия до 1952 года именовалась ВКП (б) — Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). До 1952 года Киров, как известно, не дожил, был убит в 1934, при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах.

Во-вторых, в нашем городе Сергей Миронович задержался ненадолго. В 1908 году он провел в Новониколаевске около недели. В один из дней он вроде бы заходил в гости к местному революционеру Александру Петухову. Петухов снимал комнату в этом доме у новониколаевского извозчика Евсея Метлина. Но жить на улице, впоследствии названной именем Ленина, Кирову не довелось. Достаточно ли было оснований для открытия музея?

ПО СОВЕТСКИМ меркам вполне достаточно. Ведь открыли, например, в Ташкенте огромный многоэтажный музей Ленина, хотя вождь мирового пролетариата в Средней Азии вообще никогда не бывал.

Материальных следов краткосрочного присутствия Сергея Кирова в нашем городе, естественно, не было. Для экспозиции ленинградский музей передал в Новосибирск некоторые личные вещи революционера: настенные часы, портсигар, записную книжку, карманные часы, очки в футляре, охотничье ружье. Но кировских вещей было маловато, поэтому на стенах висели картины и портреты, на которых был изображен Киров.

В советское время музей не пустовал, днем в него по графику водили школьников. Например, главный гурман нашего города, ресторанный критик «Новой Сибири» Сергей Белоусов был там принят в пионеры. Может быть, стоит мемориальную доску установить?

Вечером скамеечка в очень укромном, со всех сторон заросшем кустами скверике, примыкающем к музею, заполнялась любителями бухнуть на свежем воздухе.

Сейчас кусты вырубили, скамейки убрали, и только памятник Сергея Мироновича Кирова грустно смотрит на дом извозчика Евсея Метлина.

Старенькому домику, построенному Евсеем, крупно повезло. Не обзови его в 1947 году «музеем Кирова», наверняка снесли бы дом, и на его месте стоял бы стандартный пяти- или девятиэтажный шедевр эпохи развитого социализма, а так — «Городская усадьба Ново-Николаевска». Дом Евсея совсем неплох и, безусловно, заслуживает бережного отношения, тем более что таких зданий в городе сохранилось мало.

Семья Метлина переехала в наш город из Красноярска. Дом извозчика был построен на хорошем месте — рядом железнодорожная станция. Дом бревенчатый, обшит тесом, верх окошек — арочкой, подвальный этаж во весь дом, печка — голландка, а не как-нибудь. Во дворе сараи для коней и для телег, а для души — голубятня. Надворные постройки еще предстоит воссоздать.

Жил Евсей, скорее всего, неплохо. Сына отправил учиться в Томский университет, вот такие продвинутые были извозчики в Новониколаевске.

А что же с вещами Кирова, с картинами и портретами? Они бережно хранятся в фондах краеведческого музея и еще не раз будут экспонироваться в соответствующих экспозициях. Музеи, они же как айсберги, на поверхности — малая часть. Все в фондах.

Марк ГОТЛИБ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.