«Риголетто», «Генрих VIII» и «Кармина Бурана» на экране Центра «Победа»

0
14

В новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа» в первой декаде ноября — три «театральных» фильма: 3 ноября «Брегенцский фестиваль: Риголетто», 6 ноября «Globe: Генрих VIII» и 10 ноября «Эдвард Клюг: Кармина Бурана» (премьера).

«Брегенцский фестиваль: Риголетто»

Австрия, 2019 г.; 125 минут. На немецком и итальянском языках. Перевод: русские субтитры.

Захватывающий кровавый шедевр Джузеппе Верди, полный невероятно красивой музыки — на плавучей сцене Брегенцского фестиваля на Боденском озере давно мечтал поставить режиссер Филипп Штельцль. Героев своей постановки режиссер заставляет блуждать на фоне гигантской головы шута — ее пышная гротескность контрастирует с камерным характером драмы, которая разворачивается между шутом Риголетто, его невинной дочерью Джильдой и обольстительным герцогом Мантуанским. Заглавную партию в этом зрелищном и ярком спектакле исполняет болгарский бас Владимир Стоянов.

16+

«Globe: Генрих VIII»

Великобритания, 2010 г.; 171 минута. На английском языке. Перевод: русские субтитры.

«Генрих VIII» — самая богатая на подробности историческая хроника Шекспира, своим сюжетом напоминающая сериал. В ней есть все, к чему привыкли фанаты «Игры престолов»: закулисные интриги, злостное политиканство и всесильный монарх, обожающий женщин и власть.

Даже пресловутое «многоженство» Генриха является для Шекспира не свидетельством распущенности монарха, но следствием его витальности и неуспокоенности: действие пьесы разворачивается в период конца брака Генриха с королевой Екатериной и начала совместной жизни с легендарной Анной Болейн. В этом тоже нет ничего удивительного: Анна была матерью Елизаветы I — многолетней покровительницы Шекспира, королевы, в годы правления которой сформировался гений драматурга и началась его слава.

Все эти подробности приближают «Генриха» к личности самого Шекспира ближе, чем все другие его пьесы. В глобусовской постановке, осуществленной режиссером Марком Розенблаттом, дворцовые интриги Тюдоров показаны во всем блеске и буквализме.

Режиссер даже инсценирует куски «Генриха», пересказанные Шекспиром на словах, и делает это весьма оригинально — с помощью кукол. Доминик Роуэн в роли Генриха и Кейт Дюшен в роли Екатерины великолепны, но самым запоминающимся персонажем спектакля стал внушительный кардинал Уолси в циничном и колоритном исполнении знаменитого Иэна Макниса.

Почти все критики отмечали и любопытное сценографическое решение постановки с использованием выдвинутого просцениума. К счастью, в этом спектакле обошлось без бутафорских эксцессов, что немаловажно, если вспомнить, что произошло во время глобусовской премьеры «Генриха» в 1613 году. Тогда, четыре столетия назад, бутафорская пушка выстрелила адским пламенем и спалила достославный театр дотла. В этом спектакле зрителям повезло ограничиться лицезрением фейерверков актерских талантов.

16+

«Эдвард Клюг: Кармина Бурана»

Словения, 2023 г.; 1 ч. 10 мин.

В основе «Кармины Бураны», эпической кантаты Карла Орфа, написанной в начале XX столетия по манускриптам XIII века, — средневековые размышления о человеческой судьбе и ее переменчивости.

150 исполнителей — балет, оркестр, солисты оперы и хор (Симфонический оркестр и балетная труппа Словенского национального театра Марибора) — создают невероятную картину изменяющегося мира, где люди лишь игрушки в руках фортуны, что дергает за ниточки, верша судьбы.

Орф следовал вагнеровской концепции об «абсолютном произведении искусства», где должны быть объединены не только музыка и речь, но и движение. И хореограф Эдвард Клюг добавил это движение, создав на основе кантаты танец, созвучный и музыке, и речи, и смыслам. Лаконичный, мрачный, с четкой геометрией тел — и все же живой и дышащий.

«Движущей силой хореографии, следующей за содержанием различных текстов из средневековой рукописи Codex Buranus, является параллелизм между циклами природы, особенно во время весеннего пробуждения, и человеческой жизнью. Желание, влечение, пробуждение чувств в молодом теле. Спонтанно возникшая форма представляет собой круг, совпадающий с кругом фортуны из первой песни O Fortuna, и была создана тридцатью танцорами, каждый из которых стремился к ядру этой совершенной естественной формы. Чем уже круг, тем больше напряжения и силы пронизывает его ядро», — так описывает Клюг свое видение «Кармины Бураны».

Но хореограф подчеркивает, что не может быть единственно правильной интерпретации смыслов этой великой кантаты, как не может быть и неправильных. Так что каждый зритель волен видеть и чувствовать свое, как и волен просто любоваться совершенством создаваемых танцовщиками форм, причудливой и мрачной иллюстративностью танца.

16+

Ранее в «Новой Сибири»:

Зрительские премьеры фестиваля авторского кино КАРО.Арт в «Победе»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.