С 9 по 27 мая академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии проведет большой гастрольный тур по Великобритании.
МАСШТАБНЫЕ выступления любого творческого коллектива за пределами города, не говоря уже о границах страны, — дело, конечно, крайне ответственное, затратное и хлопотное. Но любые гастроли такого класса решают несколько важных задач. Во-первых, когда музыканты играют перед новой, непривычной публикой, это снимает налет «замыленности». Во-вторых, любые гастроли, если они проходят на высоком эмоциональном уровне, повышают не только престиж коллектива, но и его родного города, а то и всей страны.
Многие еще помнят, что во времена Советского Союза зарубежными гастролями занималась государственная организация «Госконцерт», которая давно упразднена. В настоящее время действует другая схема — это прежде всего приглашения зарубежных концертных агентств или фестивалей, а далее следует государственная или региональная поддержка.
Академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии не новичок в гастрольной жизни. Он системно выезжает за границу, и его концерты уверенно получают самые высокие оценки еще со времен, когда коллективом руководил Арнольд Михайлович Кац. Но гастроли, которые предстоят коллективу в ближайшее время, имеют серьезное отличие от других: коллективу предстоит отправиться не куда-нибудь, а в Англию. Да, симфонический оркестр там бывал еще в прошлом веке, но сейчас обстановка коренным образом изменилась: специфическое отношение Запада к России вовсе не предполагает сделать фон гастролей совершенно безоблачным. Но зато наш коллектив в этих условиях имеет редкую возможность оказать положительное воздействие на зрителей и, как говорится, с помощью волшебной силы искусства хоть как-то ослабить напряженность во взаимоотношениях двух стран.
Именно по этому поводу в сложный предгастрольный период и пришлось побеспокоить художественного руководителя оркестра и его главного дирижера Томаса Зандерлинга, задав ему несколько вопросов.
С точки зрения дирижера
— Как вы думаете, Томас Куртович, насколько подобные гастроли влияют на повышение престижа города и страны в целом?
— Многие оркестры со всего мира посещают Великобританию, но лишь немногие из них дают концерты в Лондоне. Выступления в Лондоне и других крупных британских центрах являются честью и вызовом для каждого оркестра и, конечно, повышают его имидж.
К сожалению, в зарубежье Новосибирск известен в основном благодаря популярности нашего оркестра, балетной труппы театра оперы и балета и спектаклям театра «Красный факел». По сути, это послы, которые работают в узком смысле на повышение имиджа города, а в широком — имиджа страны.
— А какое там отношение конкретно к Новосибирску?
— Как на нас смотрят за рубежом? Вот далекий сибирский город Новосибирск. Но позвольте, откуда там симфонический оркестр такого высокого мирового уровня?
Примерно такие вопросы и задают себе слушатели, знакомые с оркестром не только по концертам, но и по записям на CD. Что касается музыкальной жизни в Европе, то это очень старая традиция. Зрители по-прежнему приходят послушать хорошую русскую музыку, которую они любят. Или посмотреть хороший спектакль. Безусловно, Великобритания из-за процесса брекзита переживает кризис хаоса, но это не влияет на любовь к искусству. Залы полны, слушателей меньше не стало.
— Несколько слов о географии гастролей, исполняемых произведениях и солистах.
— Прежде всего это две столицы: Лондон и Эдинбург (столица Шотландии), и престижнейший Бирмингем с одним из лучших концертных залов Англии. Далее практически все известные города: Шеффилд, Мидлсбро, Лидс, Ковентри, Гилфорд, Ньюбери, Норвич, Кембридж, Халл, Брэдфорд, Перт.
В программе будет, конечно же, Чайковский — «Шестая симфония», Первый фортепианный и Скрипичный концерты и «Увертюра-фантазия». «Ромео и Джульетта», Второй скрипичный концерт Прокофьева, «Праздничная увертюра» Шостаковича, «Симфонические танцы» и «Вариации Паганини» С. В. Рахманинова, «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки и Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера. Солистами выступят Александр Ситковецкий, набирающий популярность молодой и очень яркий пианист Сергей Редькин, которого новосибирские зрители могли услышать в прошлом сезоне в концертном зале имени Зака, а также пианисты Михаил Казакевич и Валентина Лисицина, с которой мы успешно выступали в Вене.
— Время, когда гастроли за рубеж имели еще и престижно-познавательный характер, да к тому же давали возможность как-то приодеться, прикупить модную радио- и видеотехнику, канули в Лету. Сегодня это прежде всего изнуряющие переезды, каждодневные выступления. Мне случалось бывать на гастролях, и я знаю, как это утомительно…
— Согласен, мне приходится очень много гастролировать, многочисленные перелеты и переезды очень утомляют. Из-за того, что Новосибирск находится далеко от Европы и от азиатских центров, не говоря уже о северной и южной Америках, любые гастроли — это прежде всего большие логистические расходы, и мы благодарны Министерству культуры Новосибирской области, которое изыскивает на это средства. В какой-то мере именно это ставит нас в равные условия с другими оркестрами нашего уровня. С другой стороны, работа только на своих слушателей вырабатывает привычку, поэтому обязательно необходимо освежать ощущения. И гастроли, особенно зарубежные, очень в этом полезны. Вернувшись, музыканты уже и в родном зале выступают более эмоционально.
— Какие еще поездки ожидают оркестр в этом году?
— В ноябре у нас планируется большой тур по Германии в рамках «Русских сезонов». В этом году именно Германия — после Японии и Италии — выбрана страной проведения этого международного проекта. Для нашего оркестра и города Новосибирска большая честь быть представителями России.
С точки зрения министра
Обычно не принято говорить о предстоящих гастролях с профильным министерством, но тур в Англию — это весьма уникальный случай, и совершенно очевидно, что организован он не без участия министра культуры Игоря Решетникова, поэтому показалось вполне обоснованным задать и ему аналогичные вопросы.
— Игорь Николаевич, наш ведущий музыкальный коллектив выезжает на большие гастроли. Хотя сам факт зарубежных гастролей оркестра не является чем-то из ряда вон выходящим, но, пожалуй, за последние годы такая поездка — это событие. В том числе и репутационное. Коллектив будет выступать в стране, руководство которой, не очень дружелюбно настроено по отношению к нашей стране, и на наш коллектив ложится функция показать несколько иную Россию — далекую Сибирь, где есть город, филармония которого располагает оркестром такого высокого уровня.
— Да, действительно, гастрольная карта нашего симфонического оркестра широка. С момента, когда оркестр возглавил Томас Зандерлинг, дирижер, чье имя хорошо знакомо не только в профессиональном сообществе, но и среди почитателей музыкального искусства, коллектив стал еще более активно гастролировать по странам Европы и Азии.
Англия от нас достаточно далека, и российско-британские отношения, пожалуй, всегда были сдержанными. Но в то же время российские музыкальные коллективы неоднократно давали концерты в городах Соединенного Королевства, и английская публика, надо отметить, достаточно взыскательная, всегда тепло принимает коллективы из России. С нашим оркестром она хорошо знакома — в Англии Новосибирский симфонический оркестр под руководством Арнольда Михайловича Каца выступал в 1988, 1992 и 1995 годах. Знаю, что приезда оркестра из самого сердца Сибири там ждут, и нам есть чем порадовать и удивить. Кроме того, сам Томас Зандерлинг живет в Англии, его там любят и ценят. Думаю, что гастроли любых творческих коллективов, а тем более ведущего музыкального, станут чем-то гораздо большим, чем просто культурное событие.
— Важным фактором гастролей в такую страну, как Англия, является возможность, как говорится, и мир посмотреть, и себя показать. Как вы считаете, насколько позитивно такая ситуация скажется на самом коллективе?
— Считаю, что нашему оркестру эта поездка будет полезна в плане профессионального роста. Хотя, как вы заметили, зарубежные гастроли — вполне привычное явление для коллектива. Только за последние два года наш симфонический оркестр провел концертные туры по Италии, Словении, Хорватии, Китаю и Испании. И везде присутствовала своя атмосфера, особое восприятие музыки и музыкантов. Атмосфера была разная, но реакция всегда восторженная. Поэтому для коллектива это всегда новый опыт и яркие впечатления.
— Понятно, что гастроли больших академических коллективов не могут состояться без поддержки со стороны государства, крупных спонсоров. Я знаю о вашем активном участии в решении многих вопросов, связанных с гастролями в Англии. И все же какова роль Министерства культуры области в организации подобных проектов?
— Безусловно, мы поддерживаем гастрольную деятельность профессиональных коллективов — внутренние гастроли по Новосибирской области, по городам России, зарубежные поездки. На эти цели по программе «Культура Новосибирской области на 2015—2020 годы» ежегодно выделяются средства. Но, к сожалению, их недостаточно.
Поэтому наши коллективы много гастролируют и за счет «принимающей» стороны — их хорошо знают, поэтому приглашают и ждут. В прошлом году состоялись поездки во Францию, Грецию, Румынию, Белоруссию, Эстонию. И в Англию в мае симфонический оркестр едет также по приглашению.
— Какие еще новосибирские коллективы планируют выездные выступления в нынешнем году?
— В этом году также планируются гастроли Новосибирского музыкального театра, театров «Глобус», «Старый дом» и «Красный факел», Сибирского русского народного хора, ансамбля песни и пляски «Чалдоны» и других.
***
Спасибо руководителю оркестра и министру культуры за то, что они поделились своими мыслями о предстоящих гастролях, а о ходе самой поездки художественный руководитель филармонии Владимир Калужский, который будет сопровождать оркестр в ходе гастролей, пообещал написать для нас несколько репортажей с мест событий.
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»